ЧЕРЕПНИН Александр Николаевич [8 (20) I 1899, Петербург - 29 IX 1977, Париж] - русский композитор и пианист. Сын H. H. Черепнина. С детства обучался игре на фп. (его первым педагогом была Л. А. Кашперова). Занимался в Петрогр. (1917-18), затем в Тбилисской [1918-21; у Т. Тер-Степановой (фп.) и Т. де Гартмана (контрапункт)] консерваториях. Муз. образование завершил в Париже под рук. И. Филиппа (фп.) и П. Видаля (контрапункт). Выступал как муз. критик в периодич. печати, с 1919 был муз. директором одного из драм. театров в Тбилиси. В 1921 вместе с отцом эмигрировал во Францию. Концертировал как пианист в Лондоне и др. городах Европы, в США (наиболее интенсивно в 1925-33). В 1931 посетил Египет, Палестину, Крит, Грецию. В 1934-37 жил в Китае и Японии, вёл конц., муз.-обществ. и пед. деятельность. Был директором Шанхайской консерватории, консультантом по вопросам муз. образования при Мин-ве просвещения Китая, открыл в Токио муз. издательство, печатавшее произв. молодых композиторов. В 1937 вернулся в Париж, где в 1938-45 преподавал в Рус. консерватории (класс фп.). В 1949 поселился в США (с 1964 - в Нью-Йорке); в 1949-64 профессор университета Де Пол в Чикаго (класс композиции). В 1967 концертировал в Сов. Союзе (Москва, Ленинград, Тбилиси). Творчество Ч. связано с традициями рус. муз. культуры; об этом свидетельствует, в частности, тематика его произв. (балеты «Трепак», «Стенька Разин», «Шота Руставели»; «Русские танцы» для оркестра и др.). На формирование художеств. мировоззрения Ч. большое влияние оказало творчество С. С. Прокофьева. Для композитора характерен интерес к фольклору - русскому, грузинскому, а также египетскому, китайскому. Среди лучших произв. Ч. - 2-я симфония (1947-51). Обогатил композиторскую технику, в частности ввёл в практику метод интрапункта («нота между нотой» - в противоположность контрапункту) и т. н. черепнинскую 9-ступенную гамму (октава делится на три равных тетрахорда, имеющих 3 модификации: целый тон, 2 полутона; 2 полутона, целый тон; полутон, целый тон, полутон), к-рая служит основой многих его соч. Написал кн. «История русской музыки от истоков до Глинки» («Russische Musikanthologie», изд. на нем. и англ. яз., 1966). Сыновья Ч. - Иван Александрович Ч. (р. 5 II 1943, Париж) и Сергей Александрович Ч. (р. 2 II 1941, Париж) - композиторы. Живут и работают в США.
Соч.: оперы - Оль-Оль (по Л. Н. Андрееву, 1925, пост. 1928, Веймар; нов. ред. 1930, пост. 1934, Нью-Йорк), Свадьба Зобеиды (Die Hochzeit der Sobeide, по Г. фон Гофмансталю, 1930, пост. 1933, Вена), Фермер и фея (The farmer and the nymph, 1952, Колорадо); балеты, в т. ч. Фрески Анджанты (Ajanta's frescoes, 1923, Лондон), Трепак (1938, Нью-Йорк), Стенька Разин (La legende de Razine, 1941, Париж), Шота Руставели (совм. с А. Онеггером и Т. Харшаньи, 1946, Монте-Карло), Женщина и её тень (La femme et son ombre, по П. Л. Ш. Клоделю, 1948, Париж), Бездна (Le gouffre, по Андрееву, 1953, пост. 1969, Нюрнберг); кантаты - Рождественская игра (Le jeu de la Nativitй, 1945), В шутку и всерьёз (Vom SpaЯ und Ernst, 1964); Двенадцать (по A. A. Блоку, для чтеца и малого орк., 1945); для орк. - 4 симфонии (1927, 1951, 1952, 1957), дивертисмент (1957), сюиты и др.; серенада для струн. орк. (1964); концерты с орк. - 6 для фп. (1920; 1923; 1932; фантазия, 1947; 1963, 1965), для губной гармоники (1953); камерно-инстр. ансамбли - 3 сонаты для влч. и фп. (1-я и 2-я, 1924; 3-я, 1926), фп. трио (1925), 2 струн. квартета (1922, 1926), фп. квинтет (1927), квинтет для 2 труб, валторны, тромбона и тубы (1972); разл. произв. для фп., для влч., для органа, для аккордеона; хоры, в т. ч. 4 рус. нар. песни для детского хора a cappella (1967); романсы и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ЧЕРЕПНИН Николай Николаевич [3 (15) V 1873, Петербург - 26 VI 1945, Исси-ле-Мулино, близ Парижа] - русский композитор, дирижёр и педагог. Окончил в 1895 Петерб. университет (юридич. ф-т), в 1898 - Петерб. консерваторию по классам композиции (у Н. А. Римского-Корсакова) и фп. (у К. Фан-Арка). С 1899 заведовал орк. классом Придв. певч. капеллы. В 1905-18 преподаватель (с 1909 профессор) Петерб. консерватории, где вёл основанный им впервые в России класс дирижирования. С 1902 был постоянным дирижёром «Русских симфонических концертов», выступал в концертах РМО, Моск. филармонич. общества, в «Концертах А. Зилоти», историч. концертах С. Н. Василенко, в конц. сезонах в Павловске, Ораниенбауме и др. В 1906-09 был дирижёром Мариинского театра. Чл. Беляевского кружка, Ч. активно участвовал в муз.-обществ. жизни Петербурга: входил в кружок «Вечера современной музыки», сотрудничал с группой «Мир искусства» (начало этому положила совм. работа с А. Н. Бенуа и M. M. Фокиным над балетом «Павильон Армиды», 1903-07), был участником «Рус. сезонов» (1909-14); в 1909 под его управлением прошёл первый сезон в Париже. В последующие годы дирижировал спектаклями «Рус. балета» в Париже, Лондоне, Монте-Карло, Риме, Берлине. Для «Рус. сезонов» написал балеты «Нарцисс и Эхо» (1911), «Маска красной смерти» (по Э. По, 1915; впоследствии переработан в 3 симф. фрагмента «Судьба»). В 1918-21 Ч. работал в Тбилиси: возглавлял консерваторию и одноврем. был дирижёром оперного театра. В 1921 эмигрировал во Францию, поселился в предместье Парижа - Исси-ле-Мулино. Нек-рое время как композитор и дирижёр сотрудничал с балетной труппой А. П. Павловой. Впоследствии концертировал в качестве дирижёра в европ. странах и США, пропагандируя рус. симф. и оперную музыку. После 1933 из-за ослабления слуха оставил конц. деятельность. В 1925 основал в Париже Рус. консерваторию (в 1925-29 и 1938-45 - её директор). С 1926 чл., с 1937 президент Попечительного совета издательства «М. П. Беляев в Лейпциге». Воспитанный в традициях рус. муз. классики, последователь Римского-Корсакова, Ч. вместе с тем чутко реагировал на новые веяния в муз. искусстве. Большое влияние оказал на него импрессионизм, многое воспринял он также от муз. языка А. Н. Скрябина, Р. Штрауса. Уже первое значит. соч. Ч. - симф. прелюд «Принцесса Грёза» (по мотивам одноим. пьесы Э. Ростана, 1896) отличают тонкое чувство орк. колорита, импрессионистская красочность гармонии и инструментовки, декоративность письма. Лучшие произв. Ч. созданы в период сближения его с деятелями «Мира искусства», в первую очередь с Бенуа. Художеств. принципы Ч. сформировались в значит. мере под воздействием эстетики этого объединения, тяготения его участников к поэтич. воскрешению образов прошлого, к изысканной стилизации. В обширном творч. наследии Ч. выделяются балеты «Павильон Армиды» и «Нарцисс и Эхо», симф. поэмы «Марья Моревна» (1909), «Зачарованное царство» (1912), 6 муз. иллюстраций к «Сказке о рыбаке и рыбке» для оркестра (1909), романсы на сл. Ф. И. Тютчева, «Фейные сказки» на сл. К. Д. Бальмонта. Широкая эрудиция, владение совр. орк. средствами, интерес к новым художеств. исканиям создали Ч. авторитет одного из прогрессивных педагогов. Среди его учеников - С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Н. А. Малько, А. В. Гаук, М. А. Бихтер, В. А. Дранишников. В 40-х гг. Ч. работал над книгой воспоминаний «Под сенью моей жизни» (не окончена).
Соч.: оперы - Сват (по пьесе «Бедность не порок» Островского, 1929), Ванька-Ключник (по Ф. Сологубу, 1932, Белград); балеты - Павильон Армиды (1907, Петербург), Нарцисс и Эхо (1911, Монте-Карло), Маска красной смерти (1915, пост. 1956, Брюссель), Вакх (Dionisys, 1922, Лондон), Русская волшебная сказка (Russian fairy tale, 1923, там же), Роман мумии (Romance of the mummy, 1924, там же); для солистов, хора и орк. - оратория Нисхождение святой девы в ад (La descente de la Sainte Vierge а l'enfer, 1934), кантата Песнь Сафо; для opк. - симф. прелюд Принцесса Грёза (1896), симф. поэмы Макбет (1901), Марья Моревна (1909), Зачарованное царство (1912), драм. фантазия Из края в край (1904), 6 муз. иллюстраций к Сказке о рыбаке и рыбке (1909), 3 симф. фрагмента Судьба (1932-33), орк. сюиты из музыки к балетам и др.; концерт для фп. с орк. (1908); струн. квартет (1901); пьесы для струн. и дух. инструментов с фп.; ок. 70 пьес для фп.; ок. 100 романсов; ред. оперы «Сорочинская ярмарка» Мусоргского (1922, Монте-Карло), оркестровка оперы «Мельник - колдун, обманщик и сват» Соколовского (1929, Париж), орк. вариант «Тати-тати» (Парафразы на одну простую тему А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, А. Н. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. Листа) и др. Лит. соч.: Воспоминания музыканта, Л., 1976.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия