ЭГГЕ (Egge) Клаус (р. 19 VII 1906, Грансхерад, Телемарк, Норвегия) - норвежский композитор. Чл. Корол. академии музыки в Стокгольме. Учился у А. Санволла (орган, до 1929), у Н. Ларсена (фп.) и Ф. Валена (композиция) в консерватории в Осло, совершенствовался по композиции у В. Гмейндля в Высшей муз. школе в Берлине (1937-38). Преподавал пение в разл. высших уч. заведениях в Осло (1933-45). Был редактором журн. «Tonekunst» (1935-38), сотрудничал в качестве муз. критика в газ. «Arbeiderbladet» (с 1945). Пред. Союза норв. композиторов (1946-72, с перерывами), норв. представитель в Междунар. муз. совете ЮНЕСКО (1946-49). Э. - один из ведущих современных композиторов Норвегии. Для его музыки 30-х гг. характерны опора на национальный муз. фольклор, использование его ладового многообразия - в 1-й фп. сонате, оратории (эпич. симфония-баллада) «Свейнунг Врейм» для солистов, хора и оркестра; некоторые произв. близки неоклассицизму, таковы 3 фантазии - «в ритме халлинга», «в ритме гангара» и «в ритме спрингара» (все в 1939) и др. фп. соч. Произв., созданные в годы 2-й мировой войны 1939-45, имеют патриотич., антивоен. направленность и исполнены гражданского пафоса; среди них 1-я симфония, поcв. памяти погибших норв. моряков (1942), «Норвежская песнь» для хора и оркестра и «Скалы Норвегии» для сопрано и оркестра (оба соч.- 1941). С кон. 50-х гг. обращается к додекафонии и др. новым приёмам письма. Всё же фольклорное начало ощутимо и в музыке последнего периода творчества (но в более опосредованном выражении), что проявляется в использовании специфических тетрахордных оборотов, интервалов тритона и квинты (восходят к народной музыке для хардингфеле). Гос. пр. Норвегии (1949).
Соч.: балет Фанитуллен (1950, не пост.); оратория (эпич. симфония-баллада для солистов хора и орк.) Свейнунг Врейм (посв. нац. герою, 1938); для орк. - 5 симфоний (1942; Sinfonia giocosa, 1947; Луисвиллская, 1957; Sinfonia sopra BACH - EGGE, 1967; Sinfonia dolne quasi passacaglia, посв. 50-летию филармонич. оркестра г. Осло, 1969), увертюра (1950); концерты с орк. - 2 для фп. (1937; 1944, со струн. орк., на тему норв. нар. песни «Сульфагер и Король драконов»), для скр. (1953), для влч. (1966); камерно-инстр. ансамбли - Duo concertante для скр. и альта (1949), фп. трио (1941), струн. квартет (1933), струн. квинтет (1939), 2 квинтета для духовых (1939 и 1949, для деревянных инструментов); для фп. - 2 сонаты (программная Песнь о сновидении - Draumkvedesonate, 1933, Sonata patetica, 1956), 3 фантазии -»в ритме халлинга», «в ритме гангара», «в ритме спрингара» (все 1939); хоры с орк. - Норвежская песнь (Noregs-songen, 1941) и Тот день не пришёл (Den dag kjem aldri) и др.; хоры a cappella, в т. ч. Лирич. сюита (1936); песни с орк. и с фп.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия