ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА (от лат. ехреrimentum - проба, опыт) - музыка, сочиняемая с целью проверки новых композиц. приёмов, новых условий исполнения, необычного звукового материала и т. п. Понятие Э. м. неопределённо; оно соприкасается с такими выражениями, как «творческий поиск», «новаторство», «смелый опыт» или (с негативным оттенком) «путь, оказавшийся бесперспективным». Родственность этих понятий и их пересечение лишают термин «Э. м.» чётких и постоянных границ. Нередко произв., рассматривавшиеся как Э. м., с течением времени входят в исполнительскую практику и утрачивают первонач. оттенок экспериментальности («атональность» в «Багатели без тональности» Листа, 1885; мобильность звуковой ткани в пьесе для камерного ансамбля «Вопрос, оставшийся без ответа» Айвса, 1908; значительно развитая додекафонная структура в миниатюре Веберна «Оркестровая пьеса No 1», 1913; «подготовленный рояль» в «Вакханалии» Кейджа, 1938, и др.). К Э. м. можно отнести также и эксперименты-шутки, напр. музыку, написанную по рецептам книги баховского ученика Кирнбергера «Всечасно готовый сочинитель полонезов и менуэтов» (1757) или приписываемой Моцарту книги «Руководство, как при помощи двух игральных костей сочинять вальсы в любом количестве, не имея ни малейшего представления о музыке и композиции» (1793). В 50-е гг. 20 в. Э. м. называли главным образом конкретную музыку, электронную музыку (в 1958 в Париже инициатор конкретной музыки П. Шеффер руководил Первой международной декадой экспериментальной музыки). Как Э. м. рассматривают также, напр., синтез света и музыки (светомузыка), машинную музыку. Экспериментирование в муз. искусстве, создавая ощущение яркости и новизны художеств. приёма, не всегда приводит к эстетически полноценному результату, поэтому музыканты нередко относятся к Э. м. скептически: «Эксперимент что-то значит в науках, но ничего не значит в [муз.] композиции» (И. Ф. Стравинский, 1971, с. 281).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия