ЭТЮД (от франц. йtude - учение, изучение; нем. Etüde, англ. study, etude, итал. studio) - музыкальная пьеса, предназначенная для совершенствования технич. навыков игры на к.-л. инструменте. Понятие Э. как пьесы, разучиваемой для совершенствования в мастерстве, имеет широкий смысл; так «Etudes de transition et 2 fantasies» Рейхи (op. 31, 1800) представляют собой упражнения в модуляции. Как самостоят. жанр Э. получил развитие в 19 в. в связи с расцветом виртуозного исполнительства, усовершенствованием муз. инструментов (молоточкового фп.). Инструктивные Э. близки упражнениям, но отличаются от них законченностью формы, мелодико-гармонич. развития, иногда и определённостью выразит. характера. Первые, поныне используемые в уч. практике сборникн Э. для фп. принадлежат И. Крамеру («Большая практическая фортепианная школа» - «Grosse praktische Pianoforteschule», 1815), M. Клементи («Путь к Парнасу» - «Gradus ad Parnassum», v. 1-3, 1817-26); большое распространение получили этюды К. Черни («Школа беглости» - «Schule der Geläufigkeit», op. 299; «Школа пальцевого мастерства» - «Schule der Fingerfertigkeit», op. 740, и др.). Каждый из таких Э. рассчитан обычно на один вид техники (гаммы, арпеджио, двойные ноты, октавы и т. д.), реже на 2-3 родственных, а весь сборник Э. - на комплексное овладение техникой. Подобные муз. соч. создавались для разл. инструментов - «42 этюда или каприса» («42 Etudes ou Caprices») P. Крейцера и «24 каприса в форме этюдов» («24 Caprices en forme d'йtudes dans les 24 tons de la gamme») П. Роде для скрипки, «40 этюдов большой трудности для виолончели» («Hohe Schule des Violoncellspiels», op. 73) Д. Поппера. В 19 в. появился особый тип конц. Э. - виртуозная пьеса, предназначенная для публич. исполнения (этюды З. Тальберга, А. Л. Гензельта и др.). Новый этап в развитии жанра Э. открыли «24 каприччи» Паганини для скрипки соло (1801-07), послужившие впоследствии основой для фп. транскрипций Р. Шумана и Ф. Листа. В творчестве Ф. Шопена, Шумана, Ф. Мендельсона-Бартольди, Листа, И. Брамса Э., наделённый яркой образностью, занимает важное место в ряду др. жанров романтич. фп. музыки, тяготея то к миниатюре типа прелюдии (Шопен), то к крупной форме, нередко основанной на принципах монотематизма (Лист), иногда становясь частью вариационного цикла («Симфонические этюды» Шумана, «Вариации на тему Паганини» Брамса). Такие Э. представляют характерные типы фп. фактуры, каждый из которых - носитель определ. образной сферы. Э. миниатюра Шопена, восходящий к «классическому» Э. с остинатной фактурой, и характеристический, нередко программный этюд Листа, основанный на большем фактурном разнообразии, стали эталоном для дальнейшего развития жанра, особенно интенсивного в периоды формирования и кристаллизации самобытных композиторских стилей в фп. музыке. Расцвет рус. фп. музыки на рубеже 19-20 вв. ознаменован появлением этюдов А. К. Лядова, А. С. Аренского, С. М. Ляпунова, С. В. Рахманинова («Этюды-картины» ор. 33, 39) и А. Н. Скрябина. Этюды К. Дебюсси, О. Мессиана, К. Шимановского, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева демонстрируют новый подход к выразит. и технич. возможностям фп. в 20 в. Создаются Э. для разл. составов: «5 этюдов для фп. с оркестром» Мийо (1920), «4 этюда для оркестра» Стравинского (1929), «Симфонические этюды для оркестра» Хенце (1955), «6 этюдов для струнных инструментов и органа» Б. А. Чайковского (1977) и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия