ЮДИН Гавриил Яковлевич [р. 30 V (12 VI) 1905, Витебск] - советский дирижёр и композитор. В 1926 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у В. П. Калафати (дирижированию обучался у Н. А. Малько). В 1924-26 ассистент дирижёра и концертмейстер Оперной студии Ленингр. консерватории, в 1926-27 - Оперной студии Большого театра. В 1928-1933 дирижёр оперных театров Москвы, Уфы, Перми, Самары. В 1934-35 дирижёр оркестра Моск. театра для детей. Гл. дирижёр симф. оркестров филармоний Сталинграда (1935-37), Архангельска (1937-38), Горького (1938-40), Кишинёва (1945). В 1956-67 консультант художеств. отдела Моск. филармонии. В 1941-43 муз. руководитель оперного класса Моск. консерватории. В 1946-55 преподавал дирижирование в Ин-те воен. дирижёров. Под упр. Ю. впервые исполнены сюиты «Много шума из ничего» Хренникова (1935), «Летний день» Прокофьева (1948), 9-я симфония Глазунова (1948; инструментована Ю. по фп. эскизу композитора), симфония Шуберта E-dur (в ред. Л. М. Бутира, 1971) и др., впервые в СССР - сцены из опер «Арабелла» Р. Штрауса (1976), «Мнимая садовница» Моцарта (1977) и др. Выступает во мн. городах СССР и за рубежом (ЧССР). Автор оперы «Мятеж» (по Д. А. Фурманову, не окончена), муз. комедии «Клоп» (по В. В. Маяковскому, 1957, Пятигорский театр оперетты), кантаты «Возмездие» (пролог к поэме А. А. Блока, для тенора и оркестра, 1926), увертюры-рапсодии на темы донских казачьих песен (1956), «Молдавской сюиты» для оркестра (1946), произв. для струн. квартета, романсов, хоров и др. Лит. соч.: Звучит музыка Шостаковича, «СМ», 1966, No 12; К истолкованию Бетховена, там же, 1967, No 12; За пультом - Натан Paxлин, там же, 1971, No 2; За гранью прошлых дней. Из воспоминаний дирижера, М., 1977; Памяти Леопольда Стоковского, «СМ», 1979, No 3; Эмиль Купер, там же.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ЮДИН Михаил Алексеевич (1893, Петербург - 8 II 1948, Казань) - советский композитор. Засл. деят. искусств Тат. АССР (1945). В 1917 окончил естеств. ф-т Петрогр. университета, в 1923 - Петрогр. консерваторию по классу композиции у А. М. Житомирского. С 1918 вёл муз. теоретич. предметы в муз. школах и техникумах Ленинграда. В 1941-42 работал в творч. группе композиторов при Политуправлении Балтийского флота. Преподавал композицию в Ленингр. (в 1926-42, с 1938 профессор) и Казанской (с 1945, также декан дирижёрско-хор. ф-та) консерваториях.
Соч.: опера Фарида (1944, Казань); для солистов хора и орк. - Героическая оратория (cл. Б. Лихарева, 1937), Реквием памяти С. М. Кирова (слова Ю., 1935), кантаты Песня о весне и радости (cл. Е. Вечтомовой, 1936), На страже Советской земли (cл. Лихарева, 1937), Весенняя сюита (cл. С. Погореловского, 1938), сюита По родной стране (cл. Погореловского, 1940), былина Богатырь Добрыня Никитич (cл. Погореловского, 1941), Русская сюита (слова народные); для орк. - поэмы - 1926 (1927), Двадцать шесть (1937), Concerto grosso (1935, для 2 флейт, 2 труб, фп. и струн. орк.); концерт для скр. с орк.; концерт для органа, струн. орк. и 4 литавр. (1934); 2 струн. квартета; для фп.- соната, сюита, Пляс; токката для органа (1926); Песня о Кронштадте (для голоса, и хора с фп., cл. Н. Брауна, 1942); хоры; для голоса с фп. - Колонии кричат (cл. А. Гидаша, 1932), Песня матери; (cл. А. Чуркина, 1941), романсы и песни на слова тат. поэтов (1942-47); песни Великой Отечеств. войны 1941-45 (ок. 20); обр. нар. песен, в т.ч. 5 рус. нар. песен (1933-34), 16 песен народов Севера (1934).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ЮДИН Сергей Петрович [21 VI (3 VII) 1889, Москва- 5 VII 1963, там же] - советский певец (лирич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1933). Брал уроки пения у И. А. Алчевского и А. М. Додонова, затем совершенствовался в Италии (1913). В 1911-14 и 1919-41 солист Большого театра, в 1914-19 - Оперного театра Зимина (с 1918 театр Моск. совета рабочих депутатов). Свободно владел вок. техникой, обладал тонким артистизмом. Редкой особенностью голоса Ю., близкого по характеру к тенору-альтино, была т. н. двухтембровость: в верхнем регистре голос приобретал звучание, близкое к сопрановому, а в нижнем - к баритональному. С равным успехом выступал в лирических и острохарактерных партиях. Среди партий - Ленский, Баян, Юродивый, Звездочёт, Моцарт; Рылеев («Декабристы» Золотарёва), Надир («Искатели жемчуга» Бизе), Джеральд («Лакме»). С 1930 занимался педагогич. деятельностью. С 1948 преподаватель Моск. консерватории (с 1953 доцент). Автор ряда вок.-методич. работ, а также кн. «Певец и голос» (1947), «Формирование голоса певца» (1962).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия