АРИОЗО (итал. arioso, букв. - наподобие арии). 1) Жанр вок. музыки (оперной, кантатной), занимающий промежуточное положение между арией и речитативом. От арии отличается меньшими размерами, отсутствием определённой структуры, от речитатива - простотой и напевностью мелодии. Обычно обобщает содержание предшествующего речитатива. В итал. кантате и опере 17 в. (у М. А. Чести, К. Монтеверди) А. часто составляло важное связующее звено между речитативом и арией. Впоследствии стало применяться в итал. кантате, реже в опере (особенно в сочинениях композиторов неаполитанской школы). Нередко (напр., в кантатах И. С. Баха) А. представляет часть сцены речитативного характера (средний или, что более типично, заключит. её раздел). В оперной музыке 19 в., в частности у русский композиторов-классиков, А. становится небольшой арией с мелодией напевно-декламационного (напр., ариозо Кумы в опере «Чародейка») или лирич.-песенного (напр., ариозо Мазепы) склада. А. применяется и в некоторых совр. операх, претворяющих традиции 18 в. (напр., «Кардильяк» Хиндемита, «Карьера повесы» Стравинского). 2) Исполнительское обозначение, указывающее на певучий характер игры или пения (наподобие арии). В этом смысле не связано с каким-либо определённым жанром. Встречается у И. С. Баха (в отд. номерах «Рождественской оратории»), у Л. Бетховена (в 3-й части фп. сонаты ор. 110). И. М. Ямпольский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия