БЕСКОНЕЧНЫЙ КАНОН (лат. canon infinitus, canon perpetuus) - форма имитационного изложения, в которой нет заключит. цезуры (см. Имитация), и развитие мелодии приводит к её началу. Это позволяет исполнять Б. к. без остановки любое число раз (отсюда назв.). Б. к. подразделяются на 2 разряда. В Б. к. I разряда все расстояния между вступлениями начального и имитирующих голосов одинаковы: И. С. Бах. «Искусство фуги», No 4. М. И. Глинка. «Иван Сусанин», финал 3-го акта. В Б. к. II разряда эти расстояния не равны: Ф. Шуберт. Соната для фп. ор. 143, финал. Применение Б. к. определяется своеобразным эффектом скованности, движения на месте или по кругу, обусловливаемым повторностью. Существуют самостоят. шуточные произв. в виде Б. к. Чаще они встречаются внутри муз. пьес, где обычно проходят не более 2-3 раз. Особое выразит. значение Б. к. приобретает тогда, когда повторение значительно удалено от начала - при этом создаётся впечатление свободного, нестеснённого развития, по исчерпании которого возвращается знакомый муз. материал (менуэт из квартета d-moll Й. Гайдна или Canon perpetuus, No 13 из «Музыкального приношения» И. С. Баха). Лит. см. при статье Канон. Т. Ф. Мюллер.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия