ЦАНЦА, санза, санца, занза, - африканский язычковый щипковый самозвучащий музыкальный инструмент. Гребнеобразный идиофон. На резонаторном корпусе (разл. формы) размещается ряд деревянных, бамбуковых или металлич. пластин-язычков, служащих источником звука. У простейших образцов - плоский, у более сложных - полостной резонатор из панциря черепахи, долблёного дерева, полой тыквы и др., на резонаторной доске крепятся язычки (4-30). Высокий порожек ограничивает звучащую часть язычков. При игре (стоя, на ходу, сидя) Ц. зажимают ладонями рук, согнутых под прямым углом и плотно прижатых к бокам, или держат на коленях, большими и указательными пальцами обеих рук защипывают и отпускают свободные (верхние) концы язычков, приводя их в состояние вибрации. Ц. бывают разл. размеров: длина корпуса 100-350 мм. длина язычков 30-100 мм, их ширина 3-5 мм. Звукоряд Ц. зависит от количества язычков. Ц. - древнейший и самый распространённый в Африке инструмент, особенно в Центральной и Южной, на некоторых из Антильских о-вов. О его широкой популярности свидетельствует обилие назв., которыми обозначается Ц. у разл. племён, - мбира, ндимба, лукембе, лала, малимба и др. Ц. используется в традиц. обрядах и проф. музыкантами (т. н. гриотами) для сольного исполнения, а также в ансамблях в составе: голос, Ц., рог, погремушки; голос и Ц.; голос, Ц. и ударные палочки и др. или вместе с угловой арфой нангой для аккомпанемента пению; на Ц. исполняются разл. наигрыши (в т. ч. ночными сторожами). Образцы строя цанцы. Ц. была завезена африканцами в Сев. и Юж. Америку (встречается ныне в странах Лат. Америки). Широко используется в танц.-инстр. ансамблях Гвинеи, Бенина, Уганды и ряда др. афр. стран.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия