ДЕБЮССИ (Debussy) Клод Ашиль (22 VIII 1862, Сен-Жермен-ан-Ле, близ Парижа - 25 III 1918, Париж) - французский композитор. С 1867 жил в Париже. В детстве обучался игре на фп. у Ж. Черутти и А. Моте де Флёрвиль. В 1872 поступил в Парижскую консерваторию, где занимался у А. Ф. Мармонтеля (фп.), Э. Гиро (композиция). Будучи домашним пианистом рус. меценатки H. P. фон Мекк, сопровождал её в путешествиях по Европе; в 1881 и 1882 посетил Россию, где познакомился с некоторыми произв. русский композиторов-классиков, написал симфонию (считалась утерянной, была найдена и опубл. в 1933 в СССР в виде клавира). В 1884 окончил консерваторию, получил Рим. пр. за кантату «Блудный сын» (на сл. Э. Гинана). В 1885-86 как стипендиат жил в Риме. В нач. 1887 вернулся в Париж. Сблизился с кружком поэтов и художников (представители символизма и импрессионизма), возглавляемым С. Малларме. Д. выступал как дирижёр и пианист с исп. собств. произв. В последние годы жизни концертировал в качестве дирижёра во мн. европ. странах. В кон. 1913 вновь посетил Россию, где дирижировал оркестром С. А. Кусевицкого в Москве и Петербурге. Последний концерт Д.-пианиста состоялся в 1917 в Сен-Жан-де-Люз (исп. вместе с Г. Пуле скрипичную сонату). Выступления Д. в печати начались в 1901 (писал в «La Revue Blanche», «Musica», «Mercure de France», «Gil Blas», «Le Figaro», «La Revue Musikale», «La Revue Bleu», «Paris-Journal» и др.). Как муз. критику ему были присущи тонкая проницательность, смелость, независимость, острота, но также и пристрастие к парадоксальности суждений. Кон. 70-нач. 90-х гг. - период формирования творч. индивидуальности композитора. Он усвоил опыт франц. лирич. оперы и лирич. романса (Ш. Гуно, Ж. Массне), некоторые тенденции франц. инстр. музыки (от Г. Берлиоза до К. Сен-Санса), испытал влияния рус. музыки и творчества Р. Вагнера. На творч. становление Д. оказали воздействие совр. ему импрессионистская живопись и символистская поэзия Франции. Мн. сочинения этих лет - романсы на сл. Т. де Банвиля, П. Бурже, П. Вердена, С. Малларме, Ш. Бодлера и др.; фп. пьесы, в т.ч. «Арабески», «Штирийская тарантелла», «Бергамасская сюита» (1-я ред.); симф. пьесы, поэма для голоса с орк. «Дева-избранница» - уже несут черты творческой оригинальности Д.: мечтательную и утончённую чувственность, культивирование зыбких ощущений и настроений, склонность к изысканному колориту, антитезы печального сдержанного лиризма и восторженных порывов к радости. В поэме «Дева избранница» особенно ясно наметилось стремление Д. к символич. отвлечённости образов. В её мелосе, гармонии, оркестровке ощущается пластическая неопределённость, свидетельствующая о становлении характерных сторон зрелого стиля композитора. 1892-1905 - наиболее яркий период творчества Д. Он создал орк. «Прелюдию к «Послеполудню фавна»« (по эклоге Малларме, 1892-94), отмеченную утончённой и слегка печальной поэзией чувств. любований. Она явилась как бы манифестом импрессионизма в музыке. Выдающееся произв. Д. - орк. триптих «Ноктюрны» (1897-99), в котором он достиг непосредств. и правдивой передачи впечатлений, свободной поэтич. звукописи (ярчайший образец картинной импрессионистской звукописи - «Облака», первый из «Ноктюрнов»). В 1893-1902 Д. работал над оперой «Пеллеас и Мелизанда» (по сюжету и с использованием текста одноим. драмы М. Метерлинка). К. А. Дебюсси. «Пеллеас и Мелизанда». Страница партитуры. Автограф. Это произв. демонстрирует и импрессионизм Д., и его склонность к сумеречным образам символистского склада. Здесь как бы намеренно замкнутость, скрытность, скованность эмоций противопоставлены их неистовству у Р. Вагнера (в опере «Тристан и Изольда»). Опера «Пеллеас и Мелизанда» отмечена тонким психологизмом, чутким и правдивым воплощением интонаций франц. речи в муз. ткани речитативов. В творчестве Д. нашли воплощение и радостные, ликующие образы, родственные некоторым тенденциям импрессионизма в живописи. Таковы фп. пьеса «Остров радости» (1904), косвенно связанная с впечатлениями от картины А. Ватто «Отплытие на Цитеру», 3 симф. эскиза «Море» (1903-05). В этом сочинении широко развёрнута симф. пейзажность, отмеченная богатством и тонкостью звуковых красок. Вместе с тем «Море» выражает контрасты человеческих эмоций. «Море» - самое крупное из симф. произв. Д. Внушительность масштабов, яркость красок не были превзойдены в более поздних соч. композитора. Последний период творчества Д. (1905-17) ознаменовался усилением внешних и внутр. противоречий. Рост революц. событий и воен. конфликтов (с 1905) подверг хрупкое, созерцат. искусство Д. испытаниям. В симф. сюите «Иберия» (1908), при всей её картинности, выступили жестковатость и графичность образов. В музыке к мистерии Г. Д'Аннунцио «Мученичество св. Себастьяна» (1911) проявились черты скорбного смятения, тревожных страстей и зловещих предчувствий. Нек-рые эпизоды этого произв. свидетельствуют о наметившихся в творчестве Д. новых тенденциях неоклассицизма. Балет «Игры» (1912), партитура которого поражает сложностью тембровых линий, «мазков» и оттенков, отразил новый этап творчества Д.: на первый план выступает виртуозно изобретательная игра звуков. На события 1-й мировой войны 1914-18 Д. откликнулся рядом произв. («Героическая колыбельная» для фп., 1914; сюита «Белым и чёрным» для 2 фп., 1915; «Рождество детей, не имеющих больше крова» для голоса и фп., на собств. текст, 1915), в которых стремился противопоставить чувства добра и справедливости варварским агрессивным силам. Подчёркивая свой патриотизм, Д. стал подписываться в эти годы: «Клод Дебюсси, французский музыкант». Своей главной задачей он считал воспевание красоты в противовес ужасным деяниям войны, калечащим тела и души людей, уничтожающим ценности культуры. Несмотря на оживление творч. деятельности, Д. был глубоко подавлен событиями войны, сковавшими его вдохновение. С 1915 Д. тяжело болел, что также отразилось на творчестве. В последних сочинениях Д. - соната для виолончели и фп., 12 этюдов для фп. (1915) - заметнее проявляются неоклассич. тенденции, едва наметившиеся в предыдущих его произв. Эти соч. полны богатой композиторской фантазии, но лишены былой трепетности. Обращаясь к заветам франц. композиторов 17-18 вв., Д. писал изящную, мастерскую, но в известной мере стилизованную музыку. Значение Д. определяется гл. обр. сочинениями среднего периода творчества, когда расцвело его дарование как крупнейшего представителя импрессионизма в музыке. Д. создал импрессионистскую мелодику, отличающуюся деликатностью и гибкостью нюансов, но в то же время известной расплывчатостью, неопределённостью. В его мелодике переходы-переливы преобладают над ясностью рисунка, движение - над кристаллизацией, изменчивость - над устойчивостью. Важнейшие её качества - хрупкость, капризность, стушёванность контуров. Отсюда и тематизм Д. лишён чёткой определённости, завершённости. Темы не организуют развития целого, а расцвечивают его яркими бликами. Суть импрессионистской полифонии Д. - в наложении и сплетении колористич. штрихов, совокупность которых достигает подчас (особенно в орк. произв.) большой сложности. Ритмика Д. сочетает разнообразие деталей, бесчисленность мельчайших оттенков с отходом от чётких и широких ритмич. обобщений. Гармония Д. также обнаруживает преобладание частного над общим, деталей над целым. Колорит каждой гармонии для Д. гораздо важнее, чем логически функциональная связь гармоний между собой. Тональность утрачивает напряжённую структуру: не исчезая вовсе, она сохраняет лишь значение колористич. тона с гегемонией бесконечно варьируемой тонич. функции. Стремясь к постоянному «мерцанию» гармонич. красок, Д. использует в колористич. плане натуральные лады, пентатонику, целотонность (с её увеличенными трезвучиями). Усложняя гармонич. средства, он пришёл к многообразным совмещениям гармоний, элементам политональности. Аналогичны черты, присущие инстр. фактуре (оркестровке, пианизму и т.п.). Пианистич. стиль Д. отличается непринужд. трактовкой регистров. Он находил бесчисл. градации фп. звучностей. Часто использовал большой состав оркестра, но редко прибегал к громким, суммарным эффектам. Он заменил привычные обобщения инстр. масс последовательной детализацией. Композитор тяготел к расшатыванию, вытеснению и замене установившихся логич. связей, фигур, приёмов свободной игрой колористич. элементов, трепетной изменчивостью звуковой ткани. Тем не менее музыка Д. не хаотична, поскольку она сочетает зыбкость муз. образов с ясностью и простотой формы. Особое значение у Д. получили 3-частные формы разной меры сложности и протяжённости, осн. на сравнительно мягких контрастах. Д. постоянно писал программную музыку, но это - типично импрессионистская программность, провозглашающая завуалированную образность, полную неясных намёков, способную возбуждать фантазию. Программность Д. обычно избегает сюжетности, там, где эта сюжетность намечается, она носит скрытый характер. Д. разносторонне развил способность музыки к предельно утончённому и смутно волнующему отражению и воплощению оттенков человеч. эмоций и явлений природы. В то же время ему не были чужды светлые солнечные образы, проникнутые радостным ощущением полноты и яркости жизни. Д. отстаивал высокие эстетич. требования к музыке, противопоставляя пошлой ограниченности и вульгарности мещанского вкуса подлинно прекрасное в жизни и искусстве. Д. принадлежит к величайшим мастерам франц. и мировой музыки на рубеже 19-20 вв. Его творчество оказало влияние на композиторов мн. стран. Основные даты жизни и деятельности 1862.-22 VIII. В Сен-Жермен-ан-Ле (около Парижа) в семье небогатого совладельца лавки фаянсовых изделий Манюэля Ашиля Д. родился сын - Клод Ашиль. 1887.- Переезд семьи Д. в Париж. 1870.- Занятия с А. Моте де Флёрвиль (фп.). 1872.-22 X. Поступление в Парижскую консерваторию. - Занятия в классах А. Ф. Мармонтеля (фп.), А. Лавиньяка (сольфеджио). 1876.- 1-я пр. по сольфеджио. - 16 I. Первое публичное выступление в концерте в г. Шони (как пианиста в ансамбле и аккомпаниатора певицы Л. Мендес). Восторженные отзывы провинц. прессы (Д. называют «маленьким Моцартом»), 1877.- 2-я пр. по классу фп. - 24 XI. Занятия в классе Э. Дюрана (гармония и аккомпанемент). - Первые композиторские опыты. 1878.- Создание романса «Звёздная ночь» на сл. Т. де Банвиля (первая рукопись Д., приобретённая издателем). 1879.- Д. (по рекомендации Мармонтеля) проводит лето в замке Шенонсо (близ г. Тур) в качестве пианиста и участника домашних ансамблей в семье любительницы музыки М. Пелуз-Уильсон. - X. Поступление в класс О. Базиля (чтение партитур). 1880.- 1-й приз по чтению партитур, давший Д. право поступить в класс композиции. - VII-X. Служба у рус. меценатки H. P. фон Мекк в качестве пианиста (занятия с детьми, впоследствии также участие в домашнем трио). - Путешествие с семейством Мекк по Европе. - Знакомство с Р. Вагнером. - Возвращение в Париж, работа пианистом-аккомпаниатором на курсах пения г-жи Маро-Сенти. - Знакомство с певицей М. Б. Ванье и её мужем - архитектором Э. Ванье, сыгравшими важную роль в творч. развитии композитора. - 24 XII. Поступление в класс композиции Э. Гиро. 1881.- Поездка в Россию и Италию (с семьёй Мекк). - Знакомство с произв. рус. композиторов (А. П. Бородина, М. П. Мусоргского и др.). 1882.-12 V. Первое публичное исп. произв. Д. в концерте (выступление Д. со скрипачом М. Тиберсом и певицей Ванье). - Вторая поездка (с Мекк) в Россию, затем в Вену (Д. слушает оперу «Тристан и Изольда»). - Создание первой серии романсов «Галантные празднества» (посв. М. Б. Ванье). - Знакомство с поэзией П. Верлена, С. Малларме. 1883.- 2-я Рим. пр. за кантату «Гладиатор». 1884.-27 VI. Рим. пр. за кантату «Блудный сын». - Работа в хор. любит. обществе «Ла Конкордия» в качестве аккомпаниатора (президентом общества был в то время Ш. Гуно). 1885.-27 I. Отъезд в Рим (в качестве стипендиата) на виллу Медичи. - Поездка на каникулы в Париж. - VII. Знакомство с П. Дюка. - Знакомство в Италии с Р. Леонкавалло, А. Бойто, Дж. Верди. - Встреча с Ф. Листом. - Изучение музыки Палестрины и О. ди Лассо. 1887.-II. Возвращение (досрочное) из Рима в Париж. - Сближение с кружком С. Малларме. - Встреча в Вене с И. Брамсом. 1888.- Поездка Д. в Байрёйт, на представление опер «Парсифаль» и «Мейстерзингеры» Вагнера. - Встреча и начало долголетней дружбы с Р. Годе. 1889.-8 I. Вступление в чл. Нац. муз. общества. - Знакомство и сближение с комп. Э. Шоссоном и В. д'Энди. - Вторая поездка в Байрёйт (слушает оперу «Тристан и Изольда»). Разочарование в музыке Вагнера: Д. считает, что он, как француз, должен идти иными, чем Вагнер, путями. - Изучение клавира (в ориг. ред.) оперы «Борис Годунов» Мусоргского. - Большой интерес к рус. классич. музыке (слушает концерты под упр. Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова). 1890.- Встречи с видными поэтами и прозаиками того времени (посещение «Книжной лавки независимых искусств» Э. Байи). 1891.- Начало дружбы с комп. Э. Сати, продолжавшейся до смерти Д. - Знакомство с творчеством М. Метерлинка. 1892.- Замысел оперы на сюжет драмы Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда». 1893.- Поездка в Гент, вызванная необходимостью свидания с Метерлинком в связи с работой над оперой «Пеллеас и Мелизанда». - Встреча в Брюсселе с Э. Изаи. - Начало близкой дружбы с писателем П. Луисом. 1894.-20 I. Исп. Д. (вместе с Р. Шансарелем) фп. перелож. «Испанского каприччио» Римского-Корсакова в концерте Нац. муз. общества. - 23 XII. Первое исп. в концерте Нац. муз. общества «Прелюдии к «Послеполудню фавна» в присутствии Малларме (большой успех). 1896.- Посещение концертов-лекций П. Д'Альгейма и М. Олениной-Д'Альгейм, посв. творчеству Мусоргского. 1899.-19 X. Женитьба на Р. Тексье. 1901.-IV-XII. Работа над критич. статьями для журн. «Revue Blanche». - Знакомство с писателем П. Ж. Туле. - Замысел оперы о Тристане («чтобы восстановить легендарный характер Тристана, столь искажённый Вагнером»). 1902.- Ухудшение отношений с Метерлинком из-за отказа Д. поручить роль Мелизанды артистке Ж. Леблан (жене писателя). - 30 IV. Премьера оперы «Пеллеас и Мелизанда» в театре «Опера комик» (дирижёр - А. Мессаже, Мелизанда - П. Гарден, Пеллеас - Ж. Перье). - VI. Замысел оперы на тему новеллы Э. По «Чёрт на колокольне». - Замысел оперы «Как вам это понравится» (по Шекспиру). 1903.-III. Награждение орденом Почётного легиона. - I-VI. Сотрудничество в парижской газ. «Gil Blas» в качестве муз. корреспондента. 1905.-2 VIII. Развод с Р. Тексье. 1906.-25 III. Встреча с Р. Штраусом. - Знакомство с писателем В. Сегаленом. 1907.-VIII. Замысел оперы на тему «Орфея» (предложение Сегалену написать либр.). 1908.-19 I. Первое выступление Д. как дирижёра (исп. «Море») в концерте Колонна в Париже. - 20 II. Женитьба на Э. Бардак. - 1 II. Поездка в Лондон (Д. исп. свои произв. «Море», «Прелюдия к «Послеполудню фавна», «Дева-избранница»). - 2 IV. Премьера оперы «Пеллеас и Мелизанда» в театре «Ла Скала» (под упр. А. Тосканини). - 5 VII. Подписание Д. контракта с Дж. Гатти-Казацца, предоставляющего нью-йоркскому театру «Метрополитен-опера» право постановки задуманных опер: «Падение дома Эшеров», «Чёрт на колокольне», «Легенда о Тристане». 1909.-II. Назначение Д. чл. Высшего педагогич. совета Парижской консерватории. - Первые признаки заболевания раком. - Выступления в концертах: 25 II - в Лондоне (исп. «Ноктюрнов» и «Фавна»), III - в Париже. - V. Поездка в Лондон на премьеру оперы «Пеллеас и Мелизанда» в театре «Ковент-Гарден». - IX. Издание в Париже первой монографии о Д. (написана Л. Лалуа). - Работа над оперой «Падение дома Эшеров». 1910.-2 III. Первое исп. «Весенних хороводов» под упр. Д. - 17 IV. Встреча с Г. Малером. - 25 VI. Присутствие на премьере «Жар-Птицы» Стравинского. Встреча с И. Стравинским в Бельвью. - 25 XI. Начало переписки между Д. и Г. Д'Аннунцио. - 10 XII. Встреча в Париже с Д'Аннунцио (Д. соглашается написать музыку к его мистерии «Мученичество св. Себастьяна»). 1911.-I-нач. V. Работа над музыкой к мистерии Д'Аннунцио. - 25 и 29 III. Выступления Д. как дирижёра и пианиста в Париже. - 22 V. Премьера «Мученичества св. Себастьяна» в парижском театре «Шатле» (Ида Рубинштейн - в роли Себастьяна, декорации Л. Бакста). - Встречи с Р. Штраусом и Э. Элгаром. - Отказ Д. от поездки в США. 1912.-5 и 12 III. Конц. выступления Д. (в качестве пианиста и аккомпаниатора) в Париже. - 29 V. Премьера балета В. Нижинского на музыку «Прелюдии к «Послеполудню фавна» (труппа С. П. Дягилева, театр «Шатле», Париж). - XI. Сотрудничество в «La Revue Musicale» в качестве муз. критика. 1913.-15 V. Премьера балета «Игры» (труппа С. Дягилева, театр Елисейских полей, Париж). - 1-16 XII. Конц. поездка в Россию по приглашению С. А. Кусевицкого (выступления в Москве и Петербурге). 1914.-5 II. Концерт Д. и скрипача А. Гартмана в Париже (сонатный вечер). - II-III. Конц. выступления в Риме, Гааге, Париже (в качестве пианиста). - IV-IX. Поездка в Брюссель, Лондон, Анже. - XI. Сочинение «Героической колыбельной» для фп., посв. бельг. королю Альберту I и его солдатам, как отклик Д. на события 1-й мировой войны. 1915.-I-III. Редактирование (по заказу издательства Дюрана) произв. Ф. Шопена. - Завершение 2 тетрадей этюдов, посв. «памяти Ф. Шопена», и сюиты для 2 фп. «Белым и чёрным» с эпиграфом из «Баллады о врагах Франции» Ф. Вийона. - Ухудшение состояния здоровья. - 7 XII. Операция. 1916.-IV. Отказ от проектировавшейся поездки в США. - Редактирование скрипичной сонаты И. С. Баха. - IX. Окончание второго варианта либр. оперы «Падение дома Эшеров». - Работа над кантатой «Ода Франции» (на текст Лалуа), где символом Франции должна быть Жанна д'Арк. 1917.-22 III и 25 IV. Участие Д. (вместе с д'Энди) в двух благотворит. концертах в Париже. - 5 V. Исп. Д. со скрипачом Г. Пуле в Париже скрипичной сонаты (последнее произв. Д.). - 7 X. Последнее публичное выступление Д. (в Сен-Жан-де-Люз; исп. с Пуле скрипичной сонаты). - Вторая операция. 1918.-25 III. Смерть Д. в Париже. - 29 III. Похороны на кладбище Пер-Лашез. 1919.- Перенос праха Д. на кладбище Пасси.
Соч.: оперы - Родриг и Химена (1891-92, не оконч.), Пеллеас и Мелизанда (лирич. драма по М. Метерлинку, 1893-1902, пост. 1902, театр «Опера комик», Париж); балеты - Игры (Jeux, либр. В. Нижинского, 1912, пост. 1913, театр Елисейских полей, Париж), Камма (Кhamma, 1912, фп. клавир; оркестровка Ш. Кёклена, конц. исп. 1924, Париж), Ящик с игрушками (La Boite а Joujoux, детский балет, 1913, перелож. для 2 фп., оркестровка А. Капле, ок. 1923); для солистов, хора и орк. - Даниэль (кантата, 1880-84), Весна (Printemps, 1882), Призыв (Invocation, 1883; сохранилась фп. и вок. партии), Блудный сын (L'enfant prodigue, лирич. сцена, 1884), Диана в лесу (кантата, по героич. комедии Т. де Банвиля,1884-1886, не оконч.), Дева-избранница (La Demoiselle йlue, лирич. поэма, на сюжет поэмы англ. поэта Д. Г. Россетти, франц. пер. Г. Сарразена, 1887-88), Ода Франции (Ode а la France, кантата, 1916-17, не оконч., после смерти Д. эскизы закончены и напечатаны М. Ф. Гайаром); для орк. - Триумф Вакха (дивертисмент, 1882), Интермеццо (1882), Весна (Printemps, симф. сюита в 2 ч., 1887; заново оркестрована по указаниям Д. франц. комп. и дирижёром А. Бюссе, 1907), Прелюдия к Послеполудню фавна (Prelude а L'apres midi d'un faune, по одноим. эклоге С. Малларме, 1892-94), Ноктюрны: Облака, Празднества, Сирены (Nocturnes: Nuages, Fetes; Sirenes, с жен. хором; 1897-99), Море (La mer, 3 симф. эскиза, 1903-05), Образы: Жиги (оркестровка закончена Капле), Иберия, Весенние хороводы (Images: Gigues, Iberia, Rondes de printemps, 1906-12); для инструмента с орк. - Сюита для влч. (Интермеццо, ок. 1880-84), Фантазия для фп. (1889-91), Рапсодия для саксофона (1903-05, не оконч., завершена Ж. Ж. Роже-Дюкасом, опубл. 1919), Танцы (для арфы в сопр. струн. орк., 1904), Первая рапсодия для кларнета (1909-10, первонач. для кларнета и фп.); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (G-dur, 1880), струн. квартет (g-moll, op. 10, 1893), соната для флейты, альта и арфы (1915), соната для влч. и фп. (d-moll, 1915), соната для скр. ифп. (g-moll, 1916); для фп. в 2 руки - Цыганский танец (Danse Bohemienne, 1880), Две арабески (1888), Бергамасская сюита (1890-95), Грёза (Reverie), Баллада (Ballade slave), Танец (Штирийская тарантелла), Романтический вальс, Ноктюрн, Мазурка (все 6 пьес - 1890), Сюита (1901), Эстампы (1903), Остров радости (L'Isle joyeuse, 1904), Маски (Masques, 1904), Образы (Images, 1-я серия, 1905; 2-я серия, 1907), Детский уголок (Children's corner, сюита для фп., 1906-08), Двенадцать прелюдий (1-я тетрадь, 1910; 2-я тетрадь, 1910-13), Героическая колыбельная (Berceuse Heroique pour rendre hommage а S. M. le Roi Albert 1-er des Belges et а ses soldats, 1914; орк. ред., 1914), Двенадцать этюдов (1915) и др.; для фп. в 4 руки - Дивертисмент и Andante cantabile (ок. 1880), симфония (h-moll, 1 ч., 1880, найдена и опубл. в Москве, 1933), Маленькая сюита (1889), Шотландский марш на народную тему (первонач. назв.: Marche des anciens Comtes de Ross - йcossaise, 1891, также перелож. для симф. орк. Д.), Шесть античных эпиграфов (Six йpigraphes antiques, 1915) и др.; для 2 фп. в 4 руки - Линдараха (Lindaraja, 1901), Белым и чёрным (En blanc et noir, сюита из 3 пьес, 1915); для флейты - Флейта Пана (Syrinx, 1912); для хора a cappella - Три песни Шарля Орлеанского (1898-1908); для голоса с фп. - Песни и романсы (сл. Т. де Банвиля, П. Бурже, А. Мюссе, М. Бушора, ок. 1876), Три романса (сл. Л. де Лиля, 1880-84), Пять стихотворений Бодлера (1887-89), Забытые ариетты (Ariettes oubliees, сл. П. Верлена, 1886-88), Два романса (сл. Бурже, 1891), Три мелодии (сл. Верлена, 1891), Лирические прозы (Proses lyriques, сл. Д., 1892-93), Песни Билитис (Chansons de Bilitis, сл. П. Луиса, 1897), Три песни Франции (Trois chansons de France, сл. Ш. Орлеанского и Т. Эрмита, 1904), Три баллады на сл. Ф. Вийона (1910), Три стихотворения С. Малларме (1913), Рождество детей, не имеющих больше крова (Noel des enfants qui n'ont plus de maisons, сл. Д., 1915) и др.; музыка к спектаклям драм. театра - Король Лир (эскизы и наброски, 1897-99), Мученичество святого Себастьяна (музыка к одноименной оратории-мистерии Г. Д'Аннунцио, 1911); транскрипции - произв. К. В. Глюка, Р. Шумана, К. Сен-Санса, Р. Вагнера, Э. Сати, П. И. Чайковского (3 танца из балета «Лебединое озеро») и др.
Лит. соч.: Monsieur Croche - antidillettante, P., 1921; Статьи, рецензии, беседы, пер. с франц., коммент. А. Бушен, вступ. ст. Ю. Кремлёва, М.-Л., 1964; Mousieur Croche et autres ecrits. Edition complet de son oeuvres critique. P., 1971; и др. Письма: Correspondance inedite de Claude Debussy et Ernest Chausson, «RM», 1925, 1 decembre, Numero special; Lettres de Claude Debussy а son йditeur publiees par J. Durand, P., 1927; Correspondance de Claude Debussy et P.-J. Toulet, P., 1929; Lettres de Claude Debussy а A. Messager (L'Enfance de Pelleas), P., 1938; Lettres а deux amis. Soixante-dix-huit lettres inedites а R. Godet et а G. Jean-Aubry, P., 1942; Correspondance de Claude Debussy et Pierre Louis (1893-1904). Recueillie et annotee par H. Borgeaud avec une introduction de G. Jean-Aubry, P., 1945; Claude Debussy et G. D'Annunzio. Correspondance inedite, presentee par G. Tosi, P., 1948; Lettres inedites а A. Caplet (1908-1914). Recueillies et presentees par E. Lockspeiser. Avant-propos d'A. Schaeffner, Monaco, 1957; Lettres de Claude Debussy а sa femme Emma. Presentees par Pasteur Vallery Radot, P., 1957; Debussy et Edgar Poe. Manuscrits et documents inedits recueillis et presentes par E. Lockspeiser. Preface d'A. Schaeffner, Monaco, 1961; Segalen et Debussy. Textes recueillis et presentees par A. Joly-Segalen et A. Schaeffner, Monaco, 1962.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
Купить крымскую косметику для волос: уход за волосами крымская косметика-крымская.рф.

(с) Музыкальная энциклопедия