ДИВЕРТИСМЕНТ (от франц. divertissement, букв. - увеселение, развлечение). 1) Муз. произв. развлекат. характера, а также сборник таких произведений. Самое раннее сочинение с этим назв. относится к кон. 17 в., оно принадлежит К. Гросси («Il divertimento…, musiche da camera тper servizio di tavolacon un dialogo amoroso et un dialogo in idioma», op. 9, 1681). Первоначально сочинялись как инстр., так и вок. Д. (напр., Divertimenti serenissimi P. Кайзера, написанные в 1713, представляют собой 9 кантат). В 18 в. ведущее положение постепенно заняли инстр. Д. Они становятся излюбленным родом развлекат. музыки в аристократич. и придворных кругах, позднее в домах богатых буржуа. Особое распространение Д. получил в Австрии и Чехии. Большую дань этому жанру отдали Й. и М. Гайдны, Л. и В. А. Моцарты, много Д. было создано композиторами мангеймской школы, писали их и немецкие, итальянские, французские композиторы. Иногда Д. создавались для одного инструмента (струнного клавишного - Й. Гайдн, Г. К. Вагензейль), чаще же для камерного ансамбля или оркестра. Количество частей в Д. бывало различным - от одной и до 12; в большинстве Д. их от 4 до 10. Как муз. жанр Д. соединяет в себе черты сонаты и сюиты, более приближаясь к сонате. В них постоянно включаются типичные для сонаты части - сонатное allegro, вариации, менуэт, рондо и т. д. (мн. ранние сочинения, названные Д., в действительности представляют собой сонаты). В то же время колеблющееся (часто большое) количество частей и широкое применение в Д. танц. форм сближают их с сюитой, в особенности с такой её разновидностью, как серенада. Если у В. А. Моцарта Д. зальцбургского периода, в отличие от орк. серенад, являются сочинениями камерными, то в последующее время подобное разграничение не сохраняется, и границы между Д. и серенадой во многом стираются. Родств. черты Д. обнаруживают также с кассацией и ноктюрном. С конца 18 в. Д. утрачивает прежнее значение. В 19 в. Д. превращается в жанр салонной музыки, аналогичный попурри, обычно на заимствованные, напр. оперные, темы (к числу немногих исключений принадлежит «Венгерский дивертисмент» Ф. Шуберта для фп. в 4 руки). В 20 в. термин «Д.» нередко применяется для обозначения балетной сюиты (напр., Д. для оркестра И. Ф. Стравинского, составленный в 1938 из музыки балета «Поцелуй феи», 1928); иногда композиторы сознательно воспроизводят черты Д. 18 в. (Дивертисмент для 5 духовых инструментов и фп. А. Русселя, 1900; Дивертисмент для струнного трио ор. 22 Й. Хаса, 1909; Дивертисмент для струн. инструментов Б. Бартока, 1939, и др.). 2) Промежуточные эпизоды в фуге, в которых прерывается полифонич. разработка темы и вводится новый интермедийного плана материал. См. Фуга. 3) Вставные эпизоды из балетных, иногда и вок. номеров между актами спектакля и в его конце; могут составлять целое представление развлекат. характера, объединённое общим сюжетом (в особенности Д., исполнявшиеся в конце спектакля). С сюжетом осн. представления, к которому они присоединяются, обычно не связаны (балет «Щелкунчик» Чайковского, 2-е действие). Появились ранее всего в комедии-балете 17 в. (напр., «Мещанин во дворянстве» Мольера с муз. номерами Люлли, 1670), в лирич. трагедиях Люлли (напр., «Кадмус и Термина», 1673). Ж. Ф. Рамо на основе Д. создаёт новый жанр оперы-балета. Д. встречаются во мн. франц. операх 19-20 вв. («Фауст» Гуно, редакция 1869; «Самсон и Далила» Сен-Санса, 1877; «Падмавати» Русселя, 1923). 4) В России во 2-м десятилетии 19 в. Д. назывались представления нар.-бытового характера, состоявшие из песен, танцев и драматич. диалога. Они создавались гл. обр. на патриотич. сюжеты, связанные с событиями Отечественной войны 1812, напр. «Ополчение, или Любовь к отечеству» (1812), муз. К. А. Кавоса, «Семик, или Гулянье в Марьиной роще» (1815), муз. С. И. Давыдова.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия