ФРАНЦ (Franz) Роберт (28 VI 1815, Галле - 24 X 1892, там же) - немецкий композитор, органист, дирижёр. В 1835-1837 брал уроки композиции у Ф. Шнайдера в Дессау. В течение всей жизни изучал творчество И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В 1841 органист ульрихского собора, в 1842-67 дирижёр певч. академии (с 1907 - его имени), одноврем. с 1851 музик-директор университета в Галле. В 1861 университет присвоил P. звание почётного доктора философии. В 1867 в связи с поразившей его глухотой вынужден был отказаться от всех должностей (в том же году за большие заслуги в пропаганде произв. И. С. Баха ему была назначена пенсия). В творчестве Ф. приверженность к романтич. традиции (близость к Р. Шуману) сочеталась с влиянием музыки Баха. Осн. часть наследия Ф. составляют песни (ок. 350), написанные на слова Г. Гейне, В. Остервальда, Н. Ленау, Ж. Эйхендорфа, Э. Мёрике (в 1843 вышла в свет 1-я тетрадь песен Ф. - 12 песен для сопрано или тенора с фп., о которой одобрительно отозвались Шуман, Ф. Мендельсон и Ф. Лист). Интимный характер, импровизационность, своеобразие гармонич. языка (напр., окончание песни на половинной каденции) роднят их с вок. миниатюрами Шумана, но, в отличие от последних, диапазон чувств в песнях Ф. ограничен. Наиболее близкая ему эмоциональная сфера - элегическая, мечтательная. По словам Ф., его песни «… должны нести покой и умиротворение». Небольшие по размеру, как правило, они написаны в ясной строфич. форме, мелодия гибко следует за смыслом поэтич. текста, фп. сопровождение часто носит живописно-изобразит. характер. Лучшим песням («Колыбельная», «Лотос», «О взгляни, я на лугу») присущи изысканность, утончённость, поэтичность. Среди др. соч. Ф. особого внимания заслуживает «117-й псалм» («Хвалите господа, все народы»; для хора a cappella), для хора им написано св. 30 произведении, в т.ч. Литургия (для смешанного хора) и Кyriе (для 4-гол. хора a cappella и солистов). В своих обработках партитур соч. Баха («Страсти по Матфею», «Магнификат» и др.) и Генделя («Мессия») Ф. стремился сделать их доступными для исполнения обычными вок.-инстр. составами 19 в., ради чего добавлял к ним отсутствовавшие у авторов партии и модернизировал их инструментовку. Нек-рые современники отзывались об обработках Ф. критически, считали, что он искажает подлинник. Ф. принадлежат также многочисл. переложения соч. Баха («Магнификат», 10 кантат, арии и дуэты из кантат, мессы h-moll и др.), Генделя (36 арий и дуэтов из опер) и др. композиторов для фп. в 2 и 4 руки. Лит соч.: Mittheilungen ьber J. S. Bach's «Magnificat», Lpz., 1863, 1889; Offener Brief an Ed. Hanslick. Ueber Bearbeitungen дlterer Tonwerke, Lpz., 1871; Gespräche aus zehn Jähren, hrsg. von W. Waldmann, Lpz., 1895; Drei Briefe an Dr. Erich Pneger von diesem hrsg., Sonderabdruck an der Festschrift zum 10-jährigen Bestehen der Literaturarchiv-Gesellschaft, В., 1901; R. Franz und A. Freiherr Senfft von Pilsach, Briefwechsel, 1861-1888, hrsg. von W. Golther, B., 1907; Gesammelte Schriften ьber die Wiederbelebung Bachscher und Händelscher Werke, hrsg. von R. Bethge, Lpz., 1910.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия