ГАДЖИБЕКОВ Зульфугар Абдул Гусейн оглы [по уточнённым данным - 5(17) IV 1884, Шуша - 30 IX 1950, Баку] - советский композитор. Засл. деят. искусств Азерб. ССР (1943). Музыку изучал самостоятельно. Совм. с братом У. Гаджибековым, М. Магомаевым, Г. Сарабским, М. X. Терегуловым утверждал самобытное нац. муз. искусство азерб. народа. Работал в Политуправлении Красной Армии, на Радио, в театр. организациях.
Соч.: оперы - Ашуг-Гариб (1916, Баку) и 2 неоконч. - Три ашуга и Нушабэ (по Низами); муз. Комедии - Пятидесятилетний юноша (1909, Баку), Богач (1911, Тбилиси), Женатый холостяк (1911, там же); кантата - К 30-летию Сов. Азербайджана (1950, соавт. З. Багиров); произв. для симф. и дух. оркестров, для оркестра азерб. нар. инструментов, для фп., хора; песни, музыка к спектаклям и к фильму «Алмас» (соавт. Ниязи), записи нар. песен.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ГАДЖИБЕКОВ Султан Исмаил оглы (р. 8 V 1919, Шуша) - советский композитор. Нар. арт. Aзерб. ССР (1960). Чл. КПСС с 1951. В 1946 окончил Азерб. консерваторию по классу композиции Б. И. Зейдмана. В 1938-40 дирижёр Бакинского театра муз. комедии, в 1940-42 худ. рук. ансамбля сазисток. С 1948 худ. рук. (в 1955-62 директор) Азерб. филармонии. С 1948 преподаёт в Азерб. консерватории, с 1965 профессор, с 1969 ректор.
Соч.: балет - Гюльшен (1950, Азерб. театр оперы и балета; Гос. пр. СССР, 1952); муз. комедия - Кызыл Поль (Красная роза, 1940, Бакинский театр муз. комедии); дет. опера - Искендер и пастух (1947, Баку): для оpк. - 2 симфонии (1944, 1946), симф. картина Караван (1945), увертюра (1956), концерт (1964; Гос. пр. Азерб. ССР, 1970); концерт для скр. с орк. (1945); инстр. и вок. пьесы; произв. для орк. нар. инструментов, романсы, песни, музыка к драм. спектаклям и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ГАДЖИБЕКОВ Узеир Аодул Гусейн оглы [5(17) IX 1885, с. Агджабеди, близ Шуши - 23 XI 1948, Баку] - советский композитор, музыковед, педагог, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1938). Академик АН Азерб. ССР (1945). Чл. КПСС с 1938. Деп. Верх. Совета СССР 1-го и 2-го созывов. Основоположник современного проф. муз. искусства Азербайджана. Учился в Горийской учительской семинарии (1899-1904), занимался на частных курсах при Моск. филармонич. обществе (1911-12), в Петерб. консерватории (1914). В дореволюц. годы выступал в печати с критикой реакционных обществ. и семейно-бытовых устоев Азербайджана.В 1908 в Баку была исполнена опера Г. «Лейли и Меджнун» по одноим. поэме Физули. Это произв. положило начало жанру мугамной оперы, сочетающей в себе нотную запись музыки (хоры, танцы) с сольной вок. импровизацией - мугамом на основе указанного композитором текста. Г. создал ещё 5 мугамных опер. Все они воспевали силу и красоту человеческого чувства и были проникнуты освободительными идеями («Шейх Сенан», 1909; «Рустам и Зохраб», 1910, и др.). Быт и нравы дореволюц. Азербайджана получили отражение в муз. комедиях Г.- «Муж и жена» (1909), «Не та, так эта» (1910) и широко популярной «Аршин мал алан» (1913). Либретто мугамных опер и муз. комедий Г. писал сам. В 1908 под руководством Г. была создана в Баку первая нац. оперная труппа. После Великой Oкт. социалистич революции широко развернулась муз.-обществ. деятельность Г. Композитор способствовал развитию в республике муз. образования, организовал азерб. муз. школу (1922), при которой создал отделение нар. инструментов. В 1938-48 возглавлял Азерб. консерваторию (с 1949 его имени), где ввел курс основ азерб. нар. музыки. Г. был организатором исполнительских коллективов - первого многоголосного азерб. хора (1926), оркестра нар. инструментов (1931), Гос. хора (1936). В 1927 вышел в свет первый сб. азерб. нар. песен, составленный Г. совм. с М. Магомаевым. В кон. 20 - нач. 30-х гг. Г. создал первые азерб. массовые песни, камерные инстр. произв., кантаты, произв. для оркестра нар. инструментов. Вершиной творчества Г. явилась опера «Кёр-оглы» (1937, Азерб. театр оперы и балета; Гос. пр. СССР, 1941) - классический образец азерб. сов. оперы. Это - героикоэпич. произв. о крестьянском восстании на рубеже 17-18 вв. Для оперы характерно единство азерб. нар. интонационно-образного строя и классич. средств муз. выразительности. Основу муз. драматургии «Кёр-оглы» составляют монументальные хор. сцены. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 Г. написал ряд патриотич. песен («В добрый путь», «Сестра милосердия» и др.), кантату «Родина и фронт» и романсы-газели на стихи Низами - «Сэнзиз» («Без тебя»), «Севгили джанан» («Возлюбленная»). Тогда же Г. завершил работу над теоретич. исследованием «Основы азербайджанской народной музыки» (Баку, 1945) В последние годы жизни композитор работал над оперой «Фируза». Автор музыки Гимна Азерб. ССР (1944), Памяти Г. посвящена поэма для унисона скрипок, виолончели и 2 фп. - «Посвящение Узеиру Гадшибекову» Амирова (1949). В г. Шуше в доме, где провел детские и юношеские годы композитор, открыт Дом-музей У. Гаджибекова (1959). Сочинения Г.- т. 1-3 (Баку, 1964-68).
Соч.: оперы - Лейли и Меджнун (1908), Шейх Сенан (1909), Рустам и Зохраб (1910), Асли и Керем (1912), Шах Аббас и Хуршидбану (1912), Гарун и Лейла (1915), Кёр-оглы (1937, Азерб. театр оперы и балета, Баку), муз. комедии - Муж и жена (1909), Не та, так эта (1910), Аршин мал алан (1913); кантаты - Памяти Физули (1934), Родина и фронт (1942); для оpк. - увертюры, в т.ч. Джанги (Боевая, 1942); для орк. Азерб. Нар. инструментов - сюита На хлопковых полях, фантазии - В ладе Чаргях (1932), В ладе Шур (1932); для скрипки, виолончели и фп. - В стиле ашугской (1932); для фп. - сонатина, романсы-газели на стихи Низами - Сэнзиз (Без тебя, 1941), Севгили джанан (Возлюбленная, 1944), ария Фирузы из оперы Фируза, песни, обработки нар. песен и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия