ГАЛУППИ (Galuppi; по прозванию Буpанелло, Buranello) Бальдассаре (18 X 1706, остров Бурано, близ Венеции - 3 I 1785, Венеция) - итальянский композитор. Занимался в консерватории «Инкурабили» под рук. А. Лотти (композиция). С кон. 20-х гг. его многочисл. оперы ставились в театрах Венеции, а затем др. итал. городов. В 1741-43 Г. работал как оперный композитор в Лондоне, где его произв. завоевали популярность. С 1748 был помощником капельмейстера, с 1762 до конца жизни (с 3-летним перерывом) - капельмейстером собора св. Марка и директором консерватории «Инкурабили» в Венеции. В 1765- 1768 служил придв. капельмейстером в Петербурге. Помимо руководства придворными спектаклями и концертами, он писал также православную церковную музыку. Его учеником был Д. С. Бортнянский. В обширном и разнообразном по характеру творч. наследии Г. осн. место занимает опера. Наибольшее значение имеют его комич. оперы. Плодотворным было 15-летнее сотрудничество Г. с К. Гольдони, на либр. которого он написал свои лучшие комич. оперы, в т.ч. «Аркадия» (1749), «Лунный мир» («Il mondo della luna», 1750), «Деревенский философ» («Il filosofo di campagna», 1754), «Дьяволица» («La diavolessa», 1755). Один из крупнейших мастеров итал. оперы-буффа, Г. во многом способствовал формированию этого жанра. Он обогатил выразит. средства и формы оперы-буффа, в частности повысил значение финалов как узловых моментов комедийного действия: утвердил тип «цепного» финала, состоящего из неск. разл. по характеру и темпу эпизодов, объединённых в одно целое. Среди опер-сериа Г. выделяются «Покинутая Дидона» («Didone abbandonata», либр. П. Метастазио, 1741), «Король-пастух» («Il re pastore», 1758). В опере «Ифигения в Тавриде», написанной для петерб. сцены (либр. М. Кольтеллини, 1768), проявились реформаторские тенденции поздней итал. оперы-сериа; композитор стремится к яркой драм. выразительности музыки. Одной из особенностей оперы является значит. драматургич. роль хора. Г. принадлежат произв. др. жанров. Его клавирные сонаты занимают промежуточное место между старой итал. сонатой сюитного типа и раннеклассич. сонатной формой.
Соч.: оперы (ок. 100), в т.ч. Верность в непостоянстве, или Друзья-соперники (La fede nell'incostanza, ossia Gli Amici rivali, 1722, Венеция), Доринда (1729, там же), Узнанный Кир (Ciro riconosciuto, 1737, там же), Пенелопа (1741, Лондон), Сципион в Карфагене (1742, там же), Сила любви (La forza d'amore, 1745, Венеция), Антигон (Antigono, 1746, Лондон), Олимпиада (1747, Милан), Мир навыворот, или Женщины командуют (Il mondo alla reversa, ossia Le donne che commandano, 1750, Венеция), Смешные виртуозки (Le virtuose ridicole, по пьесе «Смешные жеманницы» Мольера, 1752, Венеция), Милосердие Тита (La clemenza di Tito, 1760, Турин), Король на охоте (Il re alla caccia, 1763, Венеция), Служанка ради любви (La serva per amore, 1773, там же); оратории и светские кантаты, в т.ч. Освобождённая добродетель (La virtщ liberata, 1765, Петербург), Союз добродетели и красоты (La pace fra virtu e la bellezza, 1766, там же), Амфион (1780, Венеция); цеpк. музыка - мессы, реквиемы, мотеты и др.; инстр. пpоизв., в т.ч. клавирные сонаты (51); 7 струн. квартетов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия