ГАНДШИН, правильнее Xандшин (Handschin) Жак (5 IV 1886, Москва - 25 XI 1955, Базель) - швейц. музыковед и органист. Учился игре на органе у М. Регера в Мюнхене, К. Штраубе в Лейпциге и Ш. М. Видора в Париже. Впервые выступил как органист в Петербурге (1907). В 1909-20 преподаватель (с 1915 профессор) класса органа в Петерб. (Петроградской) консерватории и органист лютеранской церкви св. Петра (с 1915) в Петрограде. Много концертировал, пропагандируя в России органное творчество И. С. Баха. Привлёк ряд русский композиторов (А. К. Глазунова, С. М. Ляпунова, С. И. Танеева, Ц. А. Кюи и др.) к созданию музыки для органа, опубликовал их сочинения в изданной им в Париже антологии «Современные мастера органа» («Les maitres contemporains de l'orgue», 1913- 1914). В первые годы после Oкт. революции принимал участие в работах научно-теоретич. секции Наркомпроса. В 1920 основал (совм. с проф. В. И. Коваленковым) лабораторию муз. акустики. С 1921 жил в Швейцарии. Служил церк. органистом в Санкт-Галлене (1921-24), Цюрихе и Базеле (1924-55). С 1930 профессор истории музыки в Базельском университете. С 1936 вице-президент Междунар. общества музыковедения. Автор мн. науч. трудов и статей, гл. обр. по истории ср.-век. музыки, органной музыке, по вопросам интерпретации орг. сочинений И. С. Баха и др., а также монографий о М. П. Мусоргском (1924), К. Сен-Сансе (1930), И. Ф. Стравинском (1933).
Соч.: Что такое орган?, «Музыкальный современник», 1915, No 3; Из истории органа в России, там же, 1916, No 4; Русская музыка для органа, «Мелос», кн. 2, СПБ., 1918, с. 134-141; Die Grundlagen des а cappella Stils, Z., 1929; Der Toncharakter…, Z., 1948; Musikgeschichte im Ьberblick, Luzern, 1948, 1964; La naissance d'une musique russe d'orgue vers 1914, в сб. Melanges d'histoire et d'esthetique musicales offerts а Paul-Marie Masson, t. 2, R., 1955; Aufsätze und Bibliographie. Gedenkschrift, hrsg. von H. Oesch, Stuttg. - Bern, 1957.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия