ГАРМОНЬ, гармоника, гармония, - клавишно-пневматический инструмент. Корпус состоит из двух частей, между которыми помещается воздушный резервуар - мех. Источник звука - проскакивающие язычки. Прототипом инструмента была Г., сконструированная в 1822 нем. мастером К. Ф. Л. Бушманом в Берлине. Венский мастер К. Демиан снабдил Г. набором готовых аккордов для аккомпанемента, каждый из которых извлекается при нажатии левой рукой одной клавиши (1829). Г. быстро получила широкое распространение, в т. ч. в России; было создано большое число её разновидностей, сохраняющих, однако, те же осн. черты конструкции. В правой части корпуса Г. размещаются один или неск. комплектов язычков, предназначенных для исполнения мелодии. При сжатии меха воздух движется в одном направлении, при растяжении - в другом. Язычки располагаются парами; один из них звучит при сжатии, другой - при растяжении меха. Если оба они настроены по-разному, то нажатие к.-л. кнопки позволяет извлекать разл. звуки при растягивании и сжатии меха. На Г. т. н. нем. строя при сжатии извлекались звуки с, е, g (в неск. октавах), при растяжении - d, f, a, h; на Г. рус. строя - наоборот; Г. имели 5, 7 и более кнопок. Такая система удешевляла производство и была удобна для музыкантов-любителей. Она была применена во мн. зарубежных и рус. Г. (тульская, саратовская, бологоевская, касимовская, белобородовская, череповка и «черепашка», венская и др.). Инициатором создания рус. гармоники с хроматич. звукорядом был Н. И. Белобородов. Двухрядная клавишная Г. его конструкции была изготовлена мастером Л. А. Чулковым в 1871 или неск. годами позднее. Более прогрессивной является система, при которой оба язычка, составляющие пару, настраиваются в унисон. Высота звука на таких Г. не зависит от направления движения меха. Эта система также нашла широкое применение, напр. в сибирской Г., ливенской, елецкой рояльной, вятской «тальянке», «хромке», аккордеоне, баяне. Чтобы обогатить исполнит. возможности инструментов, их стали снабжать неск. комплектами язычков, включавшимися при помощи особых регистров (удвоения в унисон или в октаву). На левой части корпуса помещаются кнопки клавиатур, служащие для аккомпанемента (в некоторых образцах Г., напр. в оркестровых и в «черепашках», левая часть корпуса была «глухой», без кнопок и клавиш). На Г. с 2 кнопками в левой части корпуса одна даёт при сжатии и растяжении I и V ступени (басы), другая - трезвучия. На Г. с 4 кнопками извлекается и субдоминанта. На первых примитивных Г. даже простейшие муз. произв. звучали искаженно. С увеличением числа кнопок возможности аккомпанемента обогащались. В усовершенствованном виде система «готового» аккомпанемента сохранилась вплоть до наших дней. В России крупнейшим центром производства Г. была Тула. Г. получила широкое распространение у народов Поволжья и Кавказа, где созданы нац. Г. Нек-рые русские, марийские, татарские, кабардинские и др. Г. располагали звукорядами, характерными для нац. фольклора. Большой популярностью пользовались т. н. «венская двухрядная» и «хромка». Наиболее совершенными Г., располагающими хроматич. звукорядом и возможностью аккомпанемента во всех тональностях, являются аккордеон и баян. Г. способствовала формированию и развитию жанра частушки. Нек-рые исполнители достигали в игре на Г. подлинной виртуозности и выступали в концертах (П. Е. Невский, Я. Ф. Орланский-Титаренко и др.). Хотя мн. музыканты отрицательно оценивали роль Г. в развитии нар. муз. культуры, с конца 19 в. Г. начинает считаться характерным рус. инструментом. Чайковский вводит Г. в состав симф. оркестра (2-я сюита), ряд композиторов использует в своих сочинениях гармонные обороты (И. Ф. Стравинский, А. Ф. Пащенко, Д. Д. Шостакович).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия