ГОЛИЦЫН Николай Борисович [8 (19) XII 1794-22 X (3 XI) 1866, Тамбовская губ.], князь, - рус. виолончелист, муз. деятель, поэт. Участник отечеств. войны 1812. Один из чл. Петербургского филармонического общества и Общества любителей музыки. С успехом выступал как солист и ансамблист в Петербурге и др. городах России. Занимался просветительской деятельностью. Пропагандист музыки Л. Бетховена. По инициативе Г. впервые была исполнена полностью «Торжественная месса» Бетховена (1824, Петербург). Состоял в переписке с Бетховеном, который написал по заказу Г. и посвятил ему увертюру «Освящение дома» ор. 124 и 3 струн. квартета - ор. 127, 130, 132 (т.н. голицынские). Г. аранжировал (для струн. квартета) неск. частей из фп. сонат Бетховена. Выступал как муз. критик. Прогрессивностью взглядов отличались мн. его статьи о музыкантах-исполнителях, а также статья о петерб. постановке оперы «Дон Жуан» Моцарта. Был одним из первых переводчиков А. С. Пушкина на франц. язык («Клеветникам России», «Бахчисарайский фонтан»). Творчество Г. высоко ценили М. И. Глинка и А. С. Даргомыжский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ГОЛИЦЫН Юрий Николаевич [29 XI (11 XII) 1823, Петербург - 2 (14) IX 1872, там же], князь, - русский хор. дирижёр, композитор. Сын Н. Б. Голицына. Воспитывался в Пажеском корпусе, служил чиновником. По выходе в отставку занялся музыкой. Брал уроки у Г. Я. Ломакина, позже совершенствовался у А. Ф. Рейхеля в Дрездене, М. Гауптмана в Лейпциге. В 1842 организовал из крепостных хор. капеллу (существовала до 1857), выступавшую во мн. городах России. Г. был знаком с А. И. Герценом. В 1858 напечатал в газ. «Колокол» свои заметки, за что был сослан в Козлов под негласный надзор полиции. В 1860 бежал из России. Вёл конц. деятельность в Лондоне, пропагандируя рус. музыку. Вернувшись на родину (1862), поселился в Ярославле, где вновь создал хор, с 1865 возобновил с ним гастроли. Г. - автор орк. фантазии «Освобождение» (1861, написана по случаю отмены крепостного права в России), фп. пьес (в т.ч. «Вальс Герцена» в 4 руки, 1860), романсов, вок. дуэтов, трио, духовной музыки. Выступал как музыкальный критик в периодич. печати; написал воспоминания («Прошедшее и настоящее. Из записок Ю. Н. Голицына», СПБ, 1870) и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия