ХОРА (молд. хурэ, от греч. xoros - хороводная пляска с пением, хоровод) - старинный молд. и рум. массовый танец, разновидность хоровода. Первое описание X. принадлежит Д. Кантемиру (нач. 18 в.); многочисленны упоминания X. в молд. и рус. литературе 19 в. Ныне назв. «X.» постепенно заменяется более общим названием жок (термином «X.» обозначают круговые танцы). Многовековая традиция исполнения X. под песню сохранилась в некоторых районах Юж. Молдавии. С развитием инстр. танц. музыки пение в медленных X. сменилось скандированием рифмованных стихов (стригэтурь), однако в целом преобладает чисто инстр. ансамблевое сопровождение: скрипка, флуер, чимпой, цимбалы, кобза, контрабас, бубен (см. Тараф). X. подразделяются на два типа: медленные с 3-дольной метрикой и сравнительно быстрые с чётной метрикой. Особенностью медленных торжеств. X., сопровождаемых стригэтурь, является сочетание муз. трёхдольности и поэтич. двудольности: Хореический стих (с долгими ударными и краткими безударными слогами), сочетающийся с трёхдольной пляской, - старинная традиция синкретич. искусства хороводов. X. второго типа менее индивидуальны, схожи с др. танцами муз. размеров 2/4 или 4/4, в частности с бэтутой (энергич. виртуозная муж. пляска с синкопированной ритмикой), но хореографич. лексика в X. как массовом танце проще. При многообразии мелодики и ритмики X. обоих типов имеют общую черту - квадратную структуру (исключения редки): 8-тактный период, 16-тактная (в наиболее развитых образцах 32-тактная) двухчастная форма. В X. отразились труд, освободительная борьба, образ жизни, чувства мн. поколений, что определило богатство их образного содержания. Обрядовые и необрядовые, сюжетные и бессюжетные X. разнообразны: пасторальные пастушеские X. с флейтовыми мелодиями («Киндия» - «Перед заходом солнца»); напевные X. песенного происхождения («Еленуца»); изящные девичьи свадебные X., которые иногда сохраняют старинные черты (неквадратность, квартово-терцовые мотивы в «Хорэ миресей»), но чаще характеризуются узорчатым хроматизированным мелодич. рисунком скрипичной фактуры и оригинальными «Киндия». «Еленуца». ритмами, напр. 7/16 («Остронэц», «Зестрей», «Рыченица»); торжественные X., завершающие свадьбу («Хора нунций», «Жок маре»); мужественная и массивная «Бэтры-няскэ» («Хора стариков»); исполненная отваги и воинственная «Хора гайдуков». Хора миресей». Многие X. бессюжетны и не имеют названия (преим. 2-дольные, позднего стиля). «Хора нунций». Мелодии и ритмы X. использованы в произв. композиторов Молдавии и Румынии: в песнях («Хора освобождённой Бессарабии» Е. К. Коки), в камерно-инстр. соч. («Хора» для фп. С. Лунгула, «Оляндра» для скрипки и фп. П. Б. Ривилиса), в муз.-сценич. произв. (опере «Грозован» Д, Г. Гершфельда, «Жатва» Т. Бердичану, опере «Бурная ночь» и хореографич. поэме «Свадьба в Карпатах» П. Константинеску, одноактных балетах М. Жоры); нар. импровизированный стиль X. воспроизводится в «Рапсодии» для скрипки, 2 фп. и ударных В. Г. Загорского, в «Симфонических танцах» Ривилиса. «Бэтрынлскэ».

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия