КАМЕНЬСКИЙ (Кamienski) Мацей (13 X 1734, Шопрон, Венгрия - 25 I 1821, Варшава) - польский композитор. По национальности словак. Учился музыке в капелле графа Хенкеля, затем, вероятно, в Вене. Ок. 1760 поселился в Варшаве, где преподавал фп. игру и пение, позднее служил капельмейстером. Прославился как автор оперы «Осчастливленная нищета» («Nedza uszczesliwiona», 1778, Варшава) - первой оперы из жизни польского народа, с польским текстом и широким использованием польского муз. фольклора. К. - автор 8 муз.-сценич. произв. (все пост. в Варшаве). Выделяется насыщенная нар. мелодиями и ритмами опера «Зоська, или Сельские ухаживания» («Zoska czyli Wiejskie zaloty», 1779). Социальные тенденции (героиня - бедная девушка) проявляются в пасторальной опере «Добродетельная простота» («Ргоstota cnotliwa», 1779). Среди др. сочинений К. для муз. театра - 2 водевиля на либр. Ф. Заблоцкого «Помещичий бал» («Balik gospodarski», по комедии Ш. Фавара, 1780), «Жёлтый чепец, или Колядки на Новый год» («Zolta szlafmyca…», 1788), опера «Султан Вампун» («Sultan Wampun», по Коцебу, 1795) и др. Их вокальные партии отличаются богатством мелодич. рисунка. Несмотря на то, что в операх К. ещё значительно влияние итал. оперной школы (особенно заметное в увертюре к «Осчастливленной нищете») и зингшпилей, их музыка носит ярко выраженный славянский нац. колорит (особенно в лирич. эпизодах). Этим определяется их важное значение в развитии польского нац. оперного театра. На традиции оперного творчества К. опирались Я. Стефани, К. Курпиньский, Ю. Эльснер и С. Монюшко. К. написал также «Драматическую кантату» («Кantate dramatyczna») на открытие памятника королю Яну III Собескому в Варшаве (1788), вок. и инстр. полонезы, мессы и оратории (не сохранились). К. - автор трактата (рукопись утеряна) «Краткий очерк ранней оригинальной польской оперы» («Кrotki rys о egzystencji najpierwszej oryginalnej opery polskiej», 1878).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия