КАТУАР Георгий Львович [15 (27) IV 1861, Москва - 21 V 1926, там же] - советский композитор и музыковед. Род. в семье обрусевших французов. В 1884 окончил математич. ф-т Моск. университета. Брал уроки композиции у О. Тирша и Ф. Рюфера в Берлине и у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова в Петербурге. Занимался также игрой на фп. с профессором Моск. консерватории К. Клиндвортом. Активную композиторскую деятельность начал после знакомства (в 1886) с П. И. Чайковским, одобрившим его первые фп. произв. и посоветовавшим работать над усовершенствованием композиторской техники. Наиболее значительны в наследий К. - камерные произв. Их муз. язык отличается утончённостью гармонии и ритмич. рисунка, страстной патетикой мелоса, превосходным использованием возможностей инструментов и голосов. Произв. К. свойственны поэмная напряжённость высказывания, сочетание черт позднеромантич. патетики с взволнованной лирикой и нац. рус. колоритом. На образный строй и муз. язык сочинений К. оказало влияние творчество Р. Вагнера и Чайковского; тщательность отделки деталей, тонкость, разработанность фактуры сближают его с композиторами петерб. школы, а также с К. Дебюсси. К. принадлежит «Теоретический курс гармонии» - первый в русский музыковедении труд, в котором ценным является функциональное понимание природы муз. явлений. Значит. вклад К. в функциональную теорию - изложенное им учение о диатонич. и хроматич. системах, положение об аккордах и интервалах, понятие ультрахроматики, «теория смещений». Эти положения - яркое проявление диалектич. метода в изучении законов организации муз. ткани. Функциональный подход к муз. явлениям характерен и для труда «Музыкальная форма» (завершён после смерти автора Д. Б. Кабалевским, Л. А. Мазелем и Л. А. Половинкиным). С 1917 К. - профессор Моск. консерватории (класс композиции). Среди его учеников - композиторы и музыковеды В. А. Власов, И. И. Дубовский, С. В. Евсеев, Д. Б. Кабалевский, Л. А. Мазель, Л. А. Половинкин, М. Л. Старокадомский, В. Г. Фере, В. П. Ширинский.
Соч.: кантата - Русалка (1888); для орк. - симфония (1899, исп. 1905), симф. картина Мцыри (1899, исп. 1902); концерт с орк. - для фп. (1909, исп. 1912); камерно-инстр. ансамбли - трио (1900), квартеты (1909, 1916), квинтеты (1902, 1914); для скр. и фп. - 2 сонаты (1901, 1906 - Поэма); хoры на сл. К. Д. Бальмонта, А. А. Фета; для голоса с фп. - романсы на сл. А. Н. Апухтина, Ф. И. Тютчева, П. Верлена, 3. Верхарна и др. Лит. соч.: Теоретический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1924-1925; Музыкальная форма, ч. 1-2, М., 1934-36.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
КА..

КАНАРИ

КАНГРО

КАНКАН

КАНТОР

КАНЯВА

КАПЕЛА

КАПЕЛЛ

КАРАЕВ

КАРАЯН

КАРДОН

КАРДОШ

КАРНАЙ

КАРТЕР

КАРТЬЕ

КАРУЗО

КАРЦЕВ

КАСАДО

КАСТРО

КАТЕЛЬ

КАУНАС

КАЦМАН

КАЧУЧА

КАШКИН

КАШЛИК

КАЯГЫМ

КАЯНУС

КВАПИЛ

КВАРТА

КВИНТА

КВИТКА

КЕГЕЛЬ

КЕКЛЕН

КЕЛДЫШ

КЕЛЛЕР

КЕЛЛОГ

КЕНЕЛЬ

КЕНТОН

КЕПУРА

КЕРЗИН

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>