КАВАЛЬЕРИ (Cavalieri) Лина (Наталина) (25 XII 1874, Витербо, Лацио - 7 II 1944, Флоренция) - итал. певица (сопрано). Ученица М. Мариани Масси. В 1900 дебютировала в Неаполе в партии Мими, после чего пела в театрах Палермо, Милана, Генуи. Гастролировала за границей, в т.ч. в Петербурге (1901, 1907-1910, 1914). После 1916 оставила сцену. К. снималась в кино («Манон Леско», «Гранатовая роза» и др.), благодаря чему приобрела большую популярность. Её небольшой по диапазону голос привлекал прозрачностью тембра. Певице были близки лирич. партии, которые она исполняла с искренностью, обаянием, непринуждённостью сценич. поведения. К. пела с Э. Карузо (т-р «Метрополитен-опера», 1906-10). Среди исполненных партий: Маргарита, Виолетта; Манон («Манон Леско» Пуччини), Недда («Паяцы»), Федора («Федора» Джордано), Адриенна («Адриенна Лекуврер» Чилеа), Манон, Таис, Саломея («Манон», «Таис», «Иродиада» Массне), Джульетта («Сказки Гофмана» Оффенбаха).
Соч.: La mie verita, Roma, 1936.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

КАВАЛЬЕРИ (Cavalieri) Эмилио де (ок. 1550, Рим - 11 III 1602, там же) - итальянский композитор. Представитель старинного римского дворянского рода. В 1588 был приглашён Ф. Медичи во Флоренцию в качестве «гл. инспектора искусств и артистов». В ранних произв., в т.ч. в мадригалах, отдал дань хор. полифонии. Впоследствии явился одним из создателей монодии [см. Монодия (2)], одним из первых использовал генерал-бас. К. выработал вок. мелодич. стиль, в котором большое значение приобрела мелизматика, применявшаяся до этого в инстр. музыке. Его творчество соприкасается с деятельностью представителей Флорентийской камераты (однако не установлено, был ли он её членом). Созданные им пасторали «Отчаяние Филено» («La disperazione di Fileno»), «Сатир» («Satiro», обе 1590, Флоренция) и «Игра слепца» («Il giuco delia cieca», 1595, там же) явились непосредственными предшественницами оперы. Наиболее известное произ. К. - «Представление о душе и теле» («Rappresentazione di anima e di corpo», 1600, Рим) - принадлежит к числу первых духовных ораторий. К. был также театральным архитектором.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия