КОММА (от греч. komma, букв. - отрезок). 1) Очень малый интервал между двумя близкими по высоте звуками, образуемыми с помощью суммирования различных чистых интервалов и последующих октавных перестановок. Пифагорова К. возникает при построении звуковой системы из чистых квинт и октав; она образуется, напр., между звуком с2 и звуком his1, полученным с помощью 12 ходов от с по чистым квинтам. Эта К. характеризуется соотношением частот 531441/524288 74/73 и равна 23,5 цента (около 1/9 целого тона). Синтоническая, или дидимова, К. возникает между терцией, построенной с помощью четырёх ходов по чистым квинтам, и чистой большой терцией; она обнаруживает соотношение частот 81/80 и равна 21,5 цента (около 1/10 целого тона). К., т. е «разностные интервалы», образуются и при построении звуков с помощью др. комбинаций интервалов (напр., септимовая К. - при построении звуковой системы из октав, терций и натуральной септимы). От возникновения К. свободен только равномерно темперированный строй (см. Темперация). 2) Знак в виде запятой (лат. comma), которым в нотной записи вок. соч. и соч. для духовых инструментов отмечаются места, где исполнитель может перевести дыхание, невзирая на отсутствие выписанной паузы. Иногда с помощью К. обозначаются и люфт-паузы.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
КО..

КЛАКА

КЛАМИ

КЛЕБЕ

КЛИМА

КЛОВА

КОБЗА

КОБУЗ

КОБЫЗ

КОВАЧ

КОГАН

КОДАЙ

КОЖИН

КОЗАК

КОКЛЕ

КОКТО

КОЛИШ

КОЛЛО

КОЛОК

КОЛЬК

КОМУЗ

КОНЕН

КОНОЭ

КОНЬЯ

КОНЮС

КОРАД

КОРЕВ

КОРТО

КОСМА

КОСМЕ

КОТЕК

КОУТС

КОХАН

КОШИЦ

КРАУС

КРАФТ

КРЕБС

КРЕЙН

КРЕНЦ

КРИПС

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>