КОНДРАТЬЕВ Геннадий Петрович [5 (17) II 1834, усадьба Языкино, ныне Кинешемский р-н Ивановской обл. - 11 (24) VII 1905, Петербург] - русский певец (бас-баритон) и режиссёр. Учился в Александровском и Павловском кадетских корпусах. В 1856 вышел в отставку и уехал в Италию, брал уроки пения у Э. Репетто и Дж. Паста. Впервые выступил в оперном театре Новары (Пьемонт, 1860) в партии Ассуара («Семирамида» Россини). С 1862 пел в итал. опере Тбилиси. В 1864 дебютировал в партии Руслана в Мариинском театре (Петербург), где работал до 1900 (в 1872-1900 гл. режиссёр). К. обладал высоким, чистым, звучным басом, отличной фразировкой, превосходной дикцией и хорошими актёрскими данными. Был первым исполнителем ролей Странника («Рогнеда»), Тихона («Гроза» Кашперова), Петра («Вражья сила»). Пел также партии: Стольник («Галька»), Марсель («Гугеноты»), Мефистофель («Фауст»), Тельрамунд («Лоэнгрин»), Рудольф («Вильгельм Телль» Россини). Проявил себя как умелый руководитель оперной труппы. Копии рапортов, которые К. представлял после спектаклей директору ими. театров, подробно характеризовали как спектакль, так и отклики публики. Эти документы составляют значительный интерес для характеристики рус. оперной сцены 80-90-х гг. 19 в.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

КОНДРАТЬЕВ Николай Васильевич (1830-е гг., дер. Мишнево Ковровского уезда, ныне Владимирской обл. - г. смерти неизв.) - рожечник. Виртуозно играл на рожке. В 1870-х гг. организовал ансамбль («хор») владимирских рожечников, который включал 4 исполнителей на басовых рожках и 7-8 - на визгунках. На визгунке К. исполнял наиболее трудные партии сольных запевов. Концертировал с ансамблем в России (в 1902 с успехом выступил на Всероссийской кустарной выставке в Петербурге) и за рубежом. Высоко оценивая игру рожечников под его руководством, Е. Э. Линёва записала на фонограф бульшую часть их репертуара.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

КОНДРАТЬЕВ Сергей Александрович [27 III (8 IV) 1896, Петербург - 13 I 1970, Москва] - советский композитор, музыковед-фольклорист, исследователь рус., монг., якут. и коми нар. музыки. В 1922 окончил физико-математич. ф-т Петрогр. университета. Муз. образование получил у пианистки М. С. Аренской, муз.-теоретич. предметами занимался у M. M. Чернова. Музыку начал сочинять в 15 лет. В 1923 участвовал в экспедиции в Монголию под рук. известного путешественника П. К. Козлова. Записал на фонограф св. 1000 монг. песен. Значит. место в творчестве К. занимает музыка к театр. спектаклям, в 1931-36 зав. муз. частью Моск. Драм. театра, в 1937-38 дирижёр Центр. театра Красной (ныне Советской) Армии. Автор цикла романсов на тексты англ. поэтов. Перевёл «Становление музыки» Р. Воана-Уильямса (1961) и «О музыке и музыкантах» Б. Шоу (1965) и написал предисловия к этим книгам.
Соч.: опера - Мужество (1942); балет - Лесной человек (1946); кантаты - Памяти Ленина (1938), К 25-летию Коми АССР (1946); камерно-инстр. ансамбли - квинтет для струн. инструментов и кларнета, струн. квартет; хоры, вок. ансамбли; обр. нар. песен - сб. Русские нар. песни для голоса с фп., тетр. I-IV (М.-Л., 1944-47); Коми народная песня (М., 1959); Якутская народная песня (М., 1963). Лит. соч.: О коми напеве, в сб.: Коми народная песня, М., 1959; Музыка монгольского эпоса и песен, М., 1970.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия