ЛЯДОВ Анатолий Константинович [29 IV (11 V) 1855, Петербург - 15 (28)VIII 1914, усадьба Полыновка, близ г. Боровичи, ныне Новгородской обл.] - русский композитор, дирижёр, педагог, муз.-обществ. деятель. С детства занимался музыкой под рук. отца - дирижёра Мариинского театра К. Н. Лядова и пианистки В. А. Антиповой. В 1878 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова (экзаменационная кантата - «Мессинская невеста» по Ф. Шиллеру). В сер. 70-х гг. вошёл в состав Балакиревского кружка как младший представитель (наряду с А. К. Глазуновым) «Новой русской музыкальной школы», в нач. 80-х гг. - Беляевского кружка. Был одним из худ. рук. беляевского издат. и конц. дела, входил в Попечительный совет для поощрения русских композиторов и музыкантов (с 1904). На рубеже 80-х гг. начал дирижёрскую деятельность, выступал в концертах Петерб. кружка любителей музыки, Муз.-драм. кружка, в Рус. симф. концертах с исполнением произв. М. И. Глинки, «кучкистов», П. И. Чайковского, С. И. Танеева, А. Н. Скрябина (ранние симфонии), а также заруб. композиторов. С 1878 преподаватель Петерб. консерватории (обязат. муз.-теоретич. предметы, с 1900 - спец. теоретич. классы и композиция; с 1886 профессор). Одновременно (с 1884) преподавал в Придв. певч. капелле. Среди его учеников - комп. Б. В. Асафьев, M. P. Гнесин, В. А. Золотарёв, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, В. В. Щербачёв; музыковеды В. М. Беляев, А. В. Оссовский; дир. М. А. Бихтер, Н. А. Малько, А. М. Пазовский, Л. П. Штейнберг; оперные певцы П. З. Андреев, И. В. Ершов и др. До нач. 1900-х гг. основу творчества Л. составляли фп. произв., преим. пьесы малых форм, чаще - непрограммные (прелюдии, мазурки, багатели, вальсы, интермеццо, арабески, экспромты, этюды, полифонич. соч.), встречались также программные пьесы пейзажного и характеристич. склада («Пастораль», «Музыкальная табакерка»). Немногочисленны более крупные произв.: одночастные композиции («Новинка», «Про старину», «Баркарола») и фп. циклы, состоящие из серии законченных миниатюр (сюита «Бирюльки», «Вариации на тему Глинки», «Вариации на народную польскую тему»). В фп. творчестве Л. оригинально претворены некоторые характерные черты фп. музыки Ф. Шопена и Р. Шумана; в то же время произв. Л. ярко национальны, по своей поэтич. основе и муз. языку они родственны музыке Глинки, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского. В них встречаются образы рус. песенного фольклора, былины, сказочной фантастики, звучат подлинные нар. мелодии. Лирика Л., обычно светлая и уравновешенная по настроению, характеризуется сдержанностью, «застенчивостью» высказывания, ей чужды пылкая патетика и драматизм. Отличит. особенности фп. стиля Л. - экономия средств, изящество и прозрачность звуковой ткани, преобладание мелкой техники, тонкая тембровая нюансировка. Среди немногочисленных вок. произв. Л. выделяются «Детские песни» для голоса с фп. на нар. слова (ор. 14, 18, 22). Эти песни, преемственно связанные с творчеством Мусоргского (в частности, с циклом «Детская»), в жанровом отношении нашли продолжение в вок. миниатюрах (на нар. слова) И. Ф. Стравинского. В кон. 1890 - нач. 1900-х гг. Л. создал св. 200 обр. народных песен для голоса с фп. и др. исполнит. составов (жен., муж. и смешанный хоры, вок. квартет, жен. голос с оркестром). Сб-ки Л. (большей частью в них использованы записи участников песенных экспедиций Рус. география, общества) стилистически примыкают к классич. обработкам Балакирева и Римского-Корсакова. В сборниках отобраны старинные крестьянские песни и сохранены их муз.-поэтич. особенности. Для обработок Л. характерны: «облегчённая» фактура, подголосочно-полифонич. тип сопровождения, выразит. «подача» деталей поэтич. текста и напева, законченность камерного стиля. Своего рода итогом и кульминацией работы над песенным фольклором явилась сюита «Восемь русских народных песен» для оркестра (изд. 1906), развивающая традиции нар.-жанрового симфонизма Глинки («Камаринская») и композиторов «Могучей кучки» (увертюры на рус. нар. темы Балакирева и Римского-Корсакова). Последнее десятилетие жизни Л. (1905-14) - время наивысшей творч. активности композитора. В эти годы созданы наиболее яркие и стилистически интересные произв. Преобладает симф. жанр (до того орк. партитуры были исключением): «Восемь русских народных песен», программные орк. «картинки» сказочного содержания - «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро», а также симф. картина «Из Апокалипсиса», две миниатюры - «Танец амазонки» (написан для балерины Иды Рубинштейн) и «Скорбная песнь» («Nenie»; род лирич. орк. прелюдии - фрагмент симф. сюиты, задуманной под впечатлением от пьесы «Аглавен и Селизетта» Метерлинка). Для этого периода характерен также интерес Л. к муз. театру (ранее нетипичная для его творчества сфера; единств. исключение - эскизы к опере «Зорюшка», 1880): музыка к пьесе «Сестра Беатриса» Метерлинка (три жен. хора), замыслы балетов «Жар-птица», «Лейла и Алалей». Композитор оставался поклонником классически ясного искусства Пушкина и Глинки, гармонии чувства и мысли, изящества и законченности художеств. формы. Вместе с тем Л. откликнулся на эстетич. устремления своего времени, сблизился и вошёл в творч. контакты с представителями новейших лит. и художеств. течений (поэт С. М. Городецкий, писатель А. М. Ремизов, художники Н. К. Рёрих, И. Я. Билибин, А. Я. Головин, театр. деятель С. П. Дягилев), обратился к творчеству М. Метерлинка, к мистико-эсхатологич. тематике («Из Апокалипсиса»). Неудовлетворённость окружающей бурж. действительностью не побуждала Л. к поискам социальной проблематики в творчестве, он рассматривал искусство как замкнутый в себе идеальный мир высшей красоты, истины, добра. Произв. последнего десятилетия творчества перекликаются с программно-характеристич. и нар.-жанровым симфонизмом Глинки и Даргомыжского, с симф. сказками и сказочно-эпич. операми Римского-Корсакова. Признаки нового проявились в сгущённо-гротесковом воплощении «злой» сказочности («Кикимора» и отчасти «Баба-Яга»), в особой таинственности, недосказанности и выразит. статике музыки («Волшебное озеро»), в неожиданном сближении строгой диатоники старинных напевов с изысканно-сложными гармониями (идущими от позднего Римского-Корсакова, Скрябина). Новое художеств. качество приобрела в этот период малая форма: его симф. партитуры при всей сжатости композиции - не просто миниатюры, а сложные художеств. организмы, в которых концентрированно выражено богатое муз. содержание. Для Л. типично обращение к художественно ёмкому «микротематизму»: тема нередко заменяется попевкой, кратким образно-выразительным фигурационным рисунком, тембровой краской. Богатство тембрового колорита создаётся разнообразным применением отд. небольших орк. «ансамблей», максимальной индивидуализацией каждого инструмента (большие орк. массы почти не участвуют в развитии муз. ткани). В симф. произв. Л. сложились принципы камерного симфонизма - одного из характерных явлений в симф. музыке нового времени. Творчество Л. - оригинальное явление рус. муз. культуры. Находясь на скрещении разл. стилистич. тенденций, типичных для нач. 20 в., оно как бы «сфокусировало» в себе некоторые их разнородные признаки и органично вошло в эволюцию отечеств. дореволюц. искусства. Лучшие, исторически прогрессивные стороны наследия композитора получили развитие в творчестве советский композиторов (С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский).
Соч.: кантаты - Мессинская невеста (по Ф. Шиллеру, заключительная сцена, ор. 28, 1878), памяти М. Антокольского (совм. с А. К. Глазуновым, 2-я ч., хор, 1902); для орк. - Первое скерцо (ор. 16, ок. 1886), Сельская сцена у корчмы (мазурка, ор. 19, 1887), Польский, памяти А. С. Пушкина (ор. 49, 1899), Вариации на русскую тему (совм. с Я. Витолом, Глазуновым, Н. А. Римским-Корсаковым и др., Вариация 3, 1901), Польский, к торжеству открытия статуи А. Г. Рубинштейна 14 ноября 1902 г. (ор. 55, 1902), Баба-Яга. Картинка к русской народной сказке (ор. 56, 1904), Восемь русских народных песен (ор. 58, изд. 1906), Волшебное озеро. Сказочная картинка (ор. 62, изд. 1909), Кикимора. Народное сказание (ор. 63, 1909), Танец амазонки (ор. 65, 1910), Из Апокалипсиса. Симф. картина (ор. 66, ок. 1912), Скорбная песнь (Nenie, op. 67, изд. 1914); для медных дух. и удар. инструментов - Славления (Fanfares, совм. с Глазуновым, к юбилею Римского-Корсакова, исп. 1890, изд. 1891); камерно-инстр. ансамбли - квартет B-La-F (совм. с Римским-Корсаковым, Бородиным, Глазуновым; Скерцо, 1886), 3 пьесы для струн. квартета (Мазурка, Сарабанда, Фуга, 1894-95, изд. в сб. «Пятницы», 1899), Полька для струн. квартета (совм. с Н. Соколовым, Глазуновым; Трио, изд. в 1-й тетради сб.: «Пятницы» под No 3, 1899), Вариации на русскую народную тему для смычкового квартета (совм. с А. Н. Скрябиным, Глазуновым, Римским-Корсаковым, P. M. Блуменфельдом и др.; Вариация 5, изд. 1899); для фп. - Бирюльки (14 пьес, ор. 2, 1876), Арабески (ор. 4, 1878), Парафразы (для фп. в 3 руки, совм. с Бородиным, Ц. А. Кюи, Римским-Корсаковым, 1878), 4 интермеццо (ор. 7, 1881; ор. 8, изд. 1883), 4 прелюдии (ор. 13, изд. 1887), 2 багатели (ор. 17, 1887), Новинка (ор. 20, ок. 1889), Про старину (ор. 21, 1889), На лужайке (ор. 23, 1890), Идиллия (ор. 25, изд., 1891), Маленький вальс (ор. 26, 1891), 3 прелюдии (ор. 27, 1891), Шутка. Кадриль для фп. в 4 руки Poule (совм. с др. авторами, изд. 1891), Куколка (ор. 29, 1892), Багатель (ор. 30, 1889), Музыкальная табакерка (ор. 32, изд. 1893), Вариации на тему Глинки (ор. 35, 1894), Прелюдия-пастораль (1894), Славления В. В. Стасову (для фп. в 4 руки, совм. с др. авторами, изд. 1894), 3 прелюдии (ор. 36, изд. 1895), 4 прелюдии (ор. 39, 1895), 2 фуги (ор. 41, 1896), 2 прелюдии и мазурка на польские темы (ор. 42, 1898), Баркарола (ор. 44, изд. 1898), 4 прелюдии (ор. 46, изд., 1899), Вариации на польскую народную тему (ор. 51, изд. 1901), 3 багатели (ор. 53, изд. 1903), 4 пьесы (Гримаса, Сумрак, Искушение, Воспоминание, ор. 64, 1909-10), Танец комара (изд. 1911), Фуга на тему Ля-до-фа (1913); для хора и орк. - 5 русских песен (для жен. хора, 1909-10); для хора с инстр. сопр. - Слава (для жен. хора с сопр. 2 арф и 2 фп. в 8 рук, ор. 47, изд. 1899), Сестра Беатриса (хор в сопр. фисгармонии в 4 руки, ор. 60, 1906); для хора a cappella - 10 русских народных песен (перелож. для жен. голосов, ор. 45, изд. 1899), гимн А. Рубинштейну в день торжественного открытия статуи А. Г. Рубинштейна в С.-Петербургской консерватории (ор. 54, 1902), 5 песен русского народа, положенных на голоса (для жен., муж. и смеш. хоров, изд. Песенной комиссии Рус. географич. общества, 1902), 15 русских народных песен для хора (ор. 59, изд. 1907), 15 русских народных песен для жен. голосов (1908), 10 переложений из Обихода (ор. 61, изд. 1909?); для голоса с фп. - 4 романса (ор. 1, 1873-74), 18 детских песен на народные слова (тетрадь 1, ор. 14, 1887; тетрадь 2, ор. 18, 1887; тетрадь 3, ор. 22, изд. 1890); обр. - Сб. русских народных песен (ор. 43, изд. 1898), 35 песен русского народа для одного голоса с сопр. фп. из собранных в 1894-95 гг. И. В. Некрасовым и P. M. Истоминым (изд. 1902), 50 песен русского народа для одного голоса с сопр. фп. из собранных в 1894-1899 и 1901 гг. И. В. Некрасовым, P. M. Истоминым и Ф. И. Покровским (изд. 1903), 35 песен русского народа из собранных в 1894, 1895 и 1902 гг. И. В. Некрасовым, P. M. Истоминым и Ф. И. Покровским в губерниях: Владимирской, Нижегородской, Саратовской, Тверской и Ярославской для одного голоса с сопр. фп. (изд. Песенной комиссии Рус. географ, общества, б. г.); перелож. собств. соч., в т. ч. Музыкальная табакерка (для инстр. ансамбля, ор. 32, изд. 1897), Интермеццо No 1 (для орк., 1903), Про старину (для орк., ор. 21-6, изд. 1906); гармонизация, оркестровка произв. др. авторов, в т. ч. отрывки из оперы «Сорочинская ярмарка» Мусоргского (оркестровка, 1881-1903, изд. 1904), неск. номеров из «Карнавала» Шумана (оркестровка, 1902, изд. 1956), В тёмном аде. Новогреческая песня Чайковского (оркестровка, 1909, изд. 1910) и др. Лит. соч.: Открытое письмо С. И. Танееву, «Русь», 1905, No 212; [Заметки о П. И. Чайковском] (К 20-летию со дня смерти), «Солнце России», 1913, No 44 (195).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
Где купить упаковку для косметики.

(с) Музыкальная энциклопедия