ЛАЛО (Lalo) Шарль (24 II 1877, Перигё, Дордонь - 1 IV 1953, Париж) - франц. эстетик, муз. писатель. В 1908 окончил Парижский университет. С 1933 профессор Сорбонны (курсы эстетики и искусства). Автор мн. трудов по вопросам общей эстетики и социологии. В своих исследованиях исходил из позитивистских теорий В. Вундта и К. Штумпфа, но, в отличие от них, подчёркивал связь психологии искусства с эстетикой. Стремился научно обосновать, опираясь на данные математики, психологии, физиологии и социологии, эстетич. закономерности прекрасного. Его «Эскиз научной музыкальной эстетики» («Esquisse d'une esthetique musicale scientifique», P., 1908, 2 ed., под назв. «Йlements d'une esthetique», 1939) - одно из значит. и оригинальных исследований, посв. проблемам муз. эстетики. Среди работ Л. - «Искусство и социальная жизнь» («L'art et la vie sociale», 1921), «Искусство и мораль» («L'art et la morale», 1922), «Искусство и жизнь» (L'art et la vie, v. 1-3, 1946-47) и др. И. M. Марков.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ЛАЛО (Lalo) Эдуар Виктор Антуан (27 I 1823, Лилль - 22 IV 1892, Париж) - французский композитор. Сын выходца из Испании. Обучался игре на скрипке в Лилле у Баумана, с 1839 в Парижской консерватории в классе Ф. А. Хабенека. По композиции занимался у Ю. Шульгофа. Первоначально завоевал известность как камерный исполнитель (с 1855 альтист парижского квартета Ж. Арменго). Первые его соч. (песни, фп. трио, скр. и виолончельные сонаты; кон. 40 - нач. 50-х гг.) остались незамеченными. Лишь исполнение в 1875 П. Сарасате «Испанской симфонии» для скрипки с оркестром, а затем пост. оперы «Король из города Ис» (1888) принесли Л. известность и выдвинули его в первый ряд франц. композиторов. Гл. значение имеет инстр. творчество Л. Наряду с К. Сен-Сансом и С. Франком Л. - крупнейший мастер франц. инструментализма 2-й пол. 19 в., много сделавший для обновления орк. и камерной музыки. Особенно значительны его творч. достижения в конц. жанрах. Для конц. произв. характерны чеканность муз. образов, богатство и своеобразие ритмики, красочность гармонич. средств, колоритность инструментовки. Л. создал новый тип инстр. концерта - «концерт-сюиту», характеризующийся жанровостью тематики, разработанной, однако, с подлинным симфонизмом, и отличающийся монументальностью формы. Л. первым среди совр. ему франц. композиторов обратился к нар. муз. творчеству. Органически претворив в скр. звучании нар. песенную и танц. тематику, Л. на этой основе создал целостное конц. произв. - «Испанскую симфонию», положившую начало длительному увлечению франц. музыкантов испан. муз. фольклором. Его «Испанская симфония», а также виолончельный концерт - популярнейшие произведения совр. конц. репертуара. Л. - один из инициаторов создания Национального музыкального общества в Париже (1881). Сын Л. - Пьер Л. (6 IX 1866, Пюто, О-де-Сен - 9 VI 1943, Париж) - муз. критик. Публиковал критич. статьи и фельетоны во мн. парижских периодич. изданиях (в 1898-1914 в газ. «Temps»; издан сб. избранных статей «La musique», 1898-99). Автор кн. о Р. Вагнере («Richard Wagner ou le «Nibelung»«, 1933), очерков и воспоминаний («De Rameau а Ravel: portraits et souvenirs», 1947).
Соч.: оперы - Фиеско (1873), Король из города Ис (Le Roi d'Ys, 1888, театр «Опера комик», Париж, 1888), Жакерия (завершена А. Кокаром, 1895, Монте-Карло); балеты - Намуна (по А. Мюссе, 1882, Париж), Нерон (пантомима, 1891, Париж); для орк. - симфония g-moll (1889), Симфоническое аллегро (1875), Норвежская рапсодия (1881, переработка Норвежской фантазии для скр. с орк.), скерцо (1884); концерты с орк. - для фп. (1889), 3 для скр. (ор. 20, 1874; ор. 21, Испанская симфония - Symphonie espagnole, 1875; Русский концерт - Concerto russe, 1883), для влч. (1877); для скр. с орк. - Романс-серенада (1879), Норвежская фантазия (1880); камерно-инстр. ансамбли - 3 фп. трио; 2 струн. квартета; сонаты (с фп.) - для скр., для влч.; для голоса и фп. - ок. 30 песен и романсов, и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
Аптечные таблетки для набора массы testoshop.kz.

(с) Музыкальная энциклопедия