ЛОНДОН (London) - столица Великобритании. Ок. 7,2 млн. жит. (1974). Один из старейших муз. центров Европы. Зарождение муз. жизни в Л. относится к кон. 11 - нач. 12 вв. В 11-14 вв. муз. жизнь сосредоточивалась в основном в Вестминстере, где находилась корол. резиденция. При дворе существовали постоянная Корол. капелла (впервые упоминается в 1135), к-рая выступала в соборе св. Стефана, Сент-Джеймсском дворце и соборе св. Павла в дни придв. и религ. торжеств, а также Корол. домашняя капелла, сопровождавшая короля в его путешествиях. Придв. вахтенный трубач подавал сигналы времени; трубачи-фанфаристы обслуживали официальные церемонии. Музыканты служили также в гор. охране, в 13 в. из них были созданы воен. оркестры; в 15-16 вв. сформировались оркестры платных музыкантов, в сопровождении которых проходили гор. празднества (до 18 в.). В 15-19 вв. существовал Корол. оркестр (позднее наз. «Королевская музыка»). В быту была распространена игра на нар. муз. инструментах - свирелях и барабанах. С 14 в. установилась традиция торжеств. церемоний с музыкой, а также шумных уличных шествий с пением (т. н. «крики Лондона»). С 1350 музыканты Л. объединились в проф. ассоциации - гильдии менестрелей, которые в 1469 получили корол. монополию и с 1500 организовались в цех музыкантов. В 1604-69 муз. жизнью Л. руководила корпорация «Королевские музыканты». Параллельно с развитием светской музыкальной жизни шёл процесс формирования церк. музыки. Хоры имелись в Корол. колледже при капелле св. Стефана (первый регент хора мальчиков - Дж. Пламмер) и Бенедиктинском монастыре (позднее - Вестминстерское аббатство) и др. С церк. капеллами и хорами были связаны первые крупные англ. музыканты - Йоханнес, прозванный Filius Dei (Сын божий), Мейкблайт Уинчесторский, Блэксмит (13 в.). Лучший хор - в соборе св. Павла (Сити; в сер. 15 в. им руководили комп. Д. Редфорд и органист Ф. Рис). Музыку для этого хора писали мн. крупные композиторы, в т. ч. Т. Таллис, Р. Уинслейт и др. В 14 в. в церк. обиходе утвердились многогол. пение (см. Английская музыка) и игра на органе (один из первых известных строителей органов - Дж. Хау). К 15 в. церк. музыканты объединились в Братство св. Николая, которое участвовало в мираклях и мистериях, торжественных шествиях с музыкой. В 16 в. в Корол. капелле и в крупнейших соборах капельмейстерами и органистами служили видные музыканты (У. Бёрд, Т. Морли, Дж. Булл). Муз. образование получали в закрытых церк. уч. заведениях, разл. колледжах, хор. школах при крупных соборах и Корол. капелле, с 1596 - в университете. В эпоху Реформации всё большее распространение получает светское музицирование, особенно в аристократич. кругах; возникают небольшие инстр. ансамбли (т. н. консорты), состоявшие из исполнителей на виолах и деревянных духовых инструментах, вок.-инстр. группы, участники которых собирались в аристократич. домах для пения мадригалов. Развитие муз. искусства привело к зарождению в 16 в. нотоиздат. дела. Одну из первых фирм создали Т. Таллис и Бёрд, получившие в 1575 патент на печатание муз. произв. (передан в 1598 Морли). В 1-й трети 17 в. появились проф. инстр. мастера, изготовлявшие клавесины, спинеты (Д. Хичкок и Ч. Хоуард), виолы (Д. Росс и Дж. Джей), а также органы (Р. Дэллем) и др. К нач. 17 в. входит в моду сольное инстр. музицирование. Одноврем. зарождается нац. муз. театр - первоначально в форме увеселительных придв. представлений с музыкой (т. н. маски). В период бурж. революции (1640-60) снизилась интенсивность муз. жизни. Мн. музыканты покинули Л. вместе с корол. двором; капеллы и церк. хоры были распущены. Зародились новые, более демократич. формы светского музицирования - музыка звучала в тавернах (прообраз будущих открытых концертов); в театрах «Лестер-филдс», «Хеймаркет» и «Друри-Лейн» продолжали ставиться маски («Купидон и смерть» Шёрли с музыкой Лока и Гиббонса, 1653). В 1656 драматург У. Давенант основал регулярные театр.-муз. представления в «Ратленд-хаусе», где были пост. первая английская опера «Осада Родоса» (либр. У. Давенанта, музыка Г. Лоуса, Г. Кука, Дж. Хадсона и Ч. Колмена, 1656) и др.; с 1657 спектакли стали общедоступными. Разл. объединения музыкантов, существовавшие с 15 в., слились в «Достопочтенное сообщество музыкантов», в которое в кон. 17 и 18 вв. входили комп. Т. Арн, С. Арнолд, У. Бойс, С. Стораче, Ч. Бёрни, Ч. Дибдин, скрипачи М. Дюбур, М. Фестинг, чембалисты и органисты Д. и Р. Розенгрейв, У. Бейбелл, Ч. Стэнли, Ч. и С. Уэсли и др., певцы Р. Леверидж, Д. Бёрд, певицы Э. Биллингтон, А. Робинсон, сестры Э. и М. Линли. Расцвет муз. жизни после Реставрации Стюартов (1660) определялся растущим интересом к муз. искусству бурж. кругов. В Л. впервые в Европе стали проводиться публич. концерты; в 1672 придв. скрипач Дж. Банистер организовал в своём доме серию открытых «Послеполуденных концертов» вок. и инстр. музыки (продолжались до 1678); в 1678-1714 ежегодные циклы абонементных концертов с участием видных музыкантов проводил Т. Бриттон, позднее бельгиец Дж. Луайе; в 1699 концерты устраивались также издательством «Плей-форд»; с 1683 в залах «Йорк-билдингс», «Фрименс-ярд», «Ковент-Гарден» и др. выступали итал. певцы; в 1714-1779 в помещении для публич. концертов «Хикфордсрум» гастролировали Ф. Джеминиани, В. А. Моцарт, играли и англ. музыканты. Возникли новые конц. организации и общества - Концерты в таверне «Касл» («Castle-concerts», с 1724; рук. Т. Янг и М. Грин), Академия вок. музыки (1726), Филармоническое (1728, рук. Грин), Мадригальное (для любителей, собиравшихся в тавернах, 1741-1919) общества, «Новые концерты» (1749) с участием Ч. Бёрни, Академия старинной музыки (1710-92) и др. Специфич. нац. жанры вок. полифонии «кэтч» и «гли» культивировали общества любителей - «Кэтч-клуб» (1716), Анакреонтическое (1766-94), «Гли-клуб» (1787-1857) и др. Мн. из этих обществ существовали до сер. 20 в. Во 2-й пол. 18 в. открылись конц. помещения «Карлайл-хаус» (1765), «Пантеон» (1772), «Тотнем стрит румс» (1772), «Хановер скуэр румс» (1775; наиболее популярно). Известностью пользовались конц. общество, осн. И. К. Бахом и К. Ф. Абелем («Bach - Abel concerts», 1765-82), общества «Профессиональные концерты» (рук. М. Клементи, 1783-93), «Заломон-концерты» (1786, осн. скрипачом И. П. Заломоном; Й. Гайдн исполнил в них свои «Лондонские симфонии» в сезоны 1791-92 и 1794-95) и Концерты старинной музыки (с 1776; с 1785 - Корол. концерты). Муз. вечера устраивались также частными лицами, в т. ч. гастролёрами из др. стран. В сер. 18 в. стали популярны концерты на открытом воздухе (со 2-й пол. 18 в. это были концерты только лёгкой музыки) - в парках и т. н. садах развлечений - «Воксхолл-гарденс», «Мэрилебон-гарденс» и др., для которых писали музыку Г. Ф. Гендель, И. К. Бах и др. Здесь играли специально собранные орк. коллективы и большие военные дух. оркестры (в т. ч. Корол. артиллерийский, с 1762), концертировали известные солисты. После Реставрации возобновил свою деятельность корол. оркестр, реорганизованный по франц. образцу («24 скрипки короля», руководитель - «Мастер королевской музыки», сочинявший музыку к придв. торжествам). Свой собств. оркестр содержала также королева. В придв. оркестрах работали в качестве руководителей и педагогов Г. Пёрселл (с 1677 руководил оркестром скрипачей, с 1682 - корол. капеллой), Гендель, И. К. Бах, Й. С. Фишер, Абель, Й. Гайдн и др. крупные музыканты. Высоким оставался уровень ведущих церк. хоров, хотя удельный вес духовной музыки в муз. жизни Л. заметно снизился. В крупнейших соборах работали органисты Дж. Кларк, Д. Треверс, Бойс, Арнолд, Дж. Джонс, Дж. Блоу, Б. Кук и др. Со 2-й пол. 17 в. регулярно гастролировали иностр. оперные труппы - итальянца Джентилески (с 1660), французская под рук. Р. Камбера (с 1673, ежегодно до кон. 17 в.) и др. С 1705 начался длит. период господства итал. оперы. Спектакли итал. трупп сначала шли в новом «Куинс-тиэтре» (осн. в 1705), с 1706 - в театре «Друри-Лейн», с 1720 - в «Кингс-тиэтре» на Хеймаркете (осн. оперной труппой Корол. академии музыки). Ставились итал. оперы, в т. ч. Дж. Б. Бонончини, О. Арности, а также Генделя (с 1728 - рук. труппы), который дирижировал гл. обр. своими операми-сериа и ораториями в «Ковент-Гардене» (с 1734), оперы Б. Галуппи, К. В. Глюка, И. К. Баха (под их руководством). В 1733 итал. комп. Н. Порпора написал «Оперу знати», пост. в театре «Линкольнс Ин Филдс» (с 1734 шла в «Кингс-тиэтре»). Попытки утвердить на сцене англ. нац. оперу не имели успеха и были единичными (первая англ. опера - «Дидона и Эней» Пёрселла впервые была пост. любителями в Высшей женской школе в Челси в 1688). Англ. композиторы были лишь авторами театр. музыки, к-рая с кон. 17 в. стала занимать всё более важное место в спектаклях драм. театров «Дорсет-Гарден», «Ройял», Т-ре герцога Йоркского. Продолжали ставиться маски с музыкой Лока, Драги, Давенанта, Т. и М. Арнов, Дибдина, Линли, Стораче и др. Важным событием была пост. сатирич. «Оперы нищих» («The beggar's opera») Дж. Гея и Дж. Пепуша в театре «Линкольне Ин Филдс» (1728), явившаяся проявлением борьбы с засильем итал. оперы и положившая начало новому жанру - т. н. балладной опере. Балладные оперы ставились в театре «Сэдлерс-Уэллс» (осн. - 1683). Однако итал. оперы-сериа и оперы-буффа продолжали с успехом идти в театрах Л.: гастролировала итал. труппа (с 1748), ставились итал. оперы К. В. Глюка, Б. Галуппи (в театре «Хеймаркет» в 1760-е гг.). На рубеже 18-19 вв. развитие муз.-театр. жизни приостановилось, т. к. мн. театры пострадали от пожаров - сгорели здания «Кингс-тиэтра» (1789), «Пантеона» (1792; осн. в 1771; преобразован в оперный театр в 1791), «Ковент-Гардена» (1808), «Друри-Лейна» (1809). Во 2-й пол. 17 в. Л. стал одним из крупнейших центров европ. нотопечатания и производства клавишных инструментов. Нек-рые фирмы совмещали издат. дело с изготовлением муз. инструментов, в т. ч. фирма Дж. Плейфорда (1650); издат. дело продолжил и развил его сын Г. Плейфорд. В 18 в. ведущим стало предприятие Дж. Уолша (осн. 1693, позднее наз. «Уолш, Хейр энд Рэнделл», с 1783 - «Райт энд К°»), издававшее б. ч. произв. Генделя и др. крупнейших композиторов. Среди издателей 18 в. - фирмы Мирс, Кук, Джонсон, Томпсон, «Лонгмен энд Бродерип», Престон, Форстер, «Стрейт энд Скиллерн», Р. Бремнер, П. Велькер, Дж. Блэнд, М. Клементи. Среди крупнейших фирм муз. инструментов сер. 18 в. - «Б. Смит энд Снецлер», Джордан, Байфилд, Харрис (органы), Хичкок, Кин и Махун, Дж. Кёркмен (клавесины); известные инстр. мастера - И. Б. Нордман и Б. Чуди (клавесины), У. Булл (дух. инструменты). В 1773 фирма «Бродвуд» начинает производить фп. новой модели, в 1788 - рояли. Медленнее развивалось в Л. муз. образование, находившееся с 1700 в ведении Городского общества, с 1738 - Королевского общества музыкантов (существует и в совр. Л.). На протяжении 18 в. музыке учились гл. обр. у частных педагогов, а также в детских хорах при капеллах. В 19 - нач. 20 вв. муз. жизнь Л. значительно демократизировалась. В нач. 19 в. господствовали концерты смешанного типа - «общественные», «подписные», «вокальные» и др. Крупнейшее конц. общество - Филармоническое (осн. в 1813, позже - Корол. филармоническое) - с 1851 пропагандировало в симф. концертах новую музыку, в т. ч. Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, И. Брамса, А. Дворжака и др.; дирижёрами Филармонич. оркестра были С. Беннетт, А. Салливен, Ф. Коуэн, А. Макензи и др. Среди др. обществ - Концерты старинной музыки (до 1848, также с проф. оркестром), Новое филармоническое (1852-79), Корол. музыкальное (1775-1848), разл. ораториальные, в т. ч. «Ораториос» (1795-1805; в репертуаре преим. соч. Генделя) и «Священная гармония» (1833-82; возродило забытые оратории, а также исполняло оратории Ф. Мендельсона, Л. Шпора и др.). Деятельность некоторых обществ была связана с творчеством только одного композитора, по имени которого они назывались, - «Пёрселл-клуб» (1835-63), Баховское общество (1849-70), позднее - Баховский хор (1876). В числе хор. обществ - Хор. гармонич. общество (1843-1911), Хор. общество Генри Лесли (1855-87), Корол. хор. общество (с 1871). В сер. 19 в. получили распространение сольные концерты инструменталистов, вечера камерной и вок. музыки: циклы Камерные концерты (с 1835), Концерты классич. инстр. музыки (с 1836) и др., позднее - регулярные просветительские общедоступные концерты в Хрустальном дворце (рук. А. Манс, 1856-1901), «Популярные концерты» (осн. Т. П. Чеппеллом; в них принимали участие знаменитые инструменталисты, 1859-98), Воскресные камерные концерты Нар. конц. общества (осн. в 1878); просветительное значение имели камерные концерты Муз. союза (1845-80), для которых впервые в Л. выпускались печатные программы с аннотациями. С 1838 существовали «Променад-концерты» (осн. франц. скрипачом Ф. Мюзаром), программы которых составляла гл. обр. лёгкая орк. музыка. В 1895 дир. Г. Вуд основал летние общедоступные «Променад-концерты», ставшие популярными благодаря их демократич. характеру, выступлениям лучших солистов, а также высокому качеству нового оркестра «Куинс-холл» (эти концерты посещал В. И. Ленин). В середине и кон. 19 в. продолжалась деятельность муз. клубов - Клуба мелодистов (1825-56), популяризировавшего баллады, «Раунд энд Кэтч», в концертах которого также исполнялись совр. соч. В конц. жизни Л. важную роль играли муз. фестивали; крупнейшие из них - Генделевский в Хрустальном дворце (с 1857 каждые 2-3 года) и ежегодный Лондонский (с 1899). На протяжении 19 и нач. 20 вв. в Л. выступали ведущие иностр. солисты (Н. Паганини, Ф. Шопен, Ф. Лист и др.) и оркестры. Однако до нач. 20 в. в Л. редко исполнялись произв. английский композиторов. Лишь с утверждением новой композиторской школы, связанной с движением «английского музыкального возрождения», стали исполняться соч. Э. Элгара, Ф. Дилиуса, Р. Воан-Уильямса, Г. Холста, а также произв. Пёрселла (2-я пол. 17 в.). Активизация конц. жизни вызвала строительство спец. помещений. С 1830-х гг. открываются «Эксетер-холл» для исп. ораторий и крупных орк. произв. (1831), «Уорнумс-холл» (1837), «Кросби-холл» (1842), «Сент-Джеймс-холл» (с 1858), использовавшийся гл. обр. для камерных и общедоступных концертов («Попс», 1865-1876). В 1871 открылся «Альберт-холл». Гл. центр конц. жизни Л. - «Куинс-холл» (с 1898; большой и малый залы). В муз. театрах Л., гл. обр. «Кингс-тиэтре» (позже наз. «Хэр маджести тиэтр»), почти до кон. 19 в. продолжали идти оперы Дж. Россини, В. Беллини и Г. Доницетти, а также итал. оперы В. А. Моцарта (в 1887 театр восстановлен после пожара 1867, действовал до 1891, после чего был снесён). Англ. оперные труппы театров «Ковент-Гарден» и «Друри-Лейн» ставили оперы итал. и французский композиторов на англ. яз. Лишь после окончания монополии на пост. итал. опер театра «Хэр маджести тиэтр» (1843) выдвигается «Ковент-Гарден». Англ. оперы и мелодрамы ставились труппами «Инглиш опера хаус» (рук. С. Арнолд, 1809-41), Корол. англ. оперы (на сцене театра «Лицеум», 1856-64; рук. Л. Пайн и У. Харисон), «Карл Роза опера компани» (осн. в 1869) и труппой театра «Олд Вик» (классич. оперы на англ. яз. на сцене театра «Принсесс»), балеты - в театрах «Эмпайр» и «Альгамбра». Во 2-й пол. 19 в. растёт популярность муз. комедий. В театрах «Альгамбра» (с 1854), «Ройялти» (с 1875), «Савой» шли оперетты Д. Гилберта и А. Салливена. В 1889 К. д'Ойли Карт основал Компанию комич. оперы (преобразована в 1891 в Корол. англ. оперный театр, который вскоре возобновил пост. оперетт на сцене театра «Пэлис»). В кон. 19 - нач. 20 вв. муз. комедии ставились гл. обр. в театре «Гейети». В 19 в. усиленно развивалось муз. образование. В 1822 открылась Корол. академия музыки (первое в Великобритании гос. муз. учебное заведение); в кон. 19 в. она была преобразована в высшее уч. заведение, по образцу которого созданы Нац. уч. колледж музыки (1880; с 1883 Корол. муз. колледж), муз. школа «Гилд-холл» (е 1880), Колледж органистов (1864, с 1893 - Королевский), а также «Тринити-колледж» (1872). Среди средних муз. школ - Лондонская академия музыки (с 1861), «Тоника-соль-фа колледж» (осн. Дж. Кёрвеном для подготовки учителей пения, 1863), Лондонская муз. школа (с 1865), Форестгейтский муз. колледж (с 1885), «Метрополитен-колледж» (с 1889). С нач. 19 в. расширилась деятельность издат. фирм - «Клементи и компания» (1802, с 1832 - Коллард и Коллард), «Чэппелл» (1812), «Бузи» (1816), «Кокс» (1823, с 1898 - «Аугенер»), «Крамер» (1824), «Уэссел» (1825, с 1860 - «Эшдаун»), «Кёрвен» (1863) и особенно «Новелло» (осн. 1811; выпускала дешёвые массовые издания). В сер. 19 в. начался регулярный выпуск муз. журналов; наиболее распространённый журнал - «Musical Times» (с 1844). В крупных газетах открылись муз. отделы, где сотрудничали музыковеды, в т. ч. Д. Б. Шоу, Э. Ньюмен, У. Айртон, Э. Хоумс и др. В 20 в. в Л. продолжали возникать новые типы и формы конц. деятельности, новые муз. организации и коллективы; среди них - муз. клуб «Кинг кол» (1900-1925), Лондонское хор. общество (с 1903), оперные компании, в т. ч. Т. Бичема (с 1909; им организованы гастроли в Л. труппы С. П. Дягилева; см. «Русские сезоны»), Британская нац. компания (с 1922), хор «Морли-колледжа» (с 1907, осн. Г. Холстом), Филармонич. хор (с 1919), Об-во классич. концертов (1908-22) и крупнейшие оркестры - Лондонский симфонический (с 1904), Лондонский филармонический оркестр (1932), которые прославились под рук. дирижёров Т. Бичема, Г. Вуда, А. Боулта, А. Коутса, М. Сарджента; они пропагандировали произв. Р. Воан-Уильямса, А. Блисса, Холста, А. Буша и др. При муз. отделе Брит. радиовещат. корпорации (Би-Би-Си, осн. в 1922) существовали хор (с 1928) и симф. оркестр (с 1930), устраивавшие регулярные публич. концерты. Растущий интерес к старинной музыке определил создание хора и оркестра Б. Нила (1933; с 1955 - ансамбль «Филомузыка Лондона», в 1970-е гг. рук. Д. Литтаур), ансамбля «Исполнители на струнных» (1938, рук. Жак) и др., а также активизацию обществ мадригалистов - вок. коллективов «Английские певцы» (с 1920), «Певцы a cappella» (с 1922), «Певцы эпохи Тюдоров» (с 1923), Лондонская мадригальная группа (1930) и др. Особое значение для демократизации муз. культуры Л. имело объединение прогрессивных музыкантов в Рабочую муз. ассоциацию (с 1936). На протяжении неск. десятилетий продолжались попытки создания нац. оперного театра, в противовес «Ковент-Гардену» с его классич. иностр. репертуаром. Муз. спектакли ставились в театрах «Шефтсбери», «Олдуич», «Лицеум», «Хэр маджести тиэтр» (с 1911), «Сэдлерс-Уэллс» (с 1931). В годы 2-й мировой войны 1939-45 симф. музыка исполнялась гл. обр. в «Променад-концертах» и в дневных концертах, организованных пианисткой М. Хесс (проходили в Нац. галерее в 1939-46). В небольших залах выступали новые камерные ансамбли - Лондонский ансамбль духовых (1942), квартет Зориана (1942), ансамбли «Барокко», «Певцы Возрождения» (1944) и др. Лучший конц. зал Л. - «Куинс-холл» - был разрушен бомбой в 1941. После 1945 муз. жизнь Л. стала быстро восстанавливаться. В 1946 возобновились спектакли в «Ковент-Гардене» (на его сцене регулярно выступает труппа Корол. балета). В 1947 создана камерная Англ. оперная труппа, к-рая ставит только англ. оперы. Т-р «Сэдлерс-Уэллс» получил в 1954 постоянное помещение, с 1969 регулярно даёт спектакли также в здании «Колизеума» (открыто в 1902 для варьете). Работает гастрольная оперная труппа д'Ойли Карта. В 1951 построен новый совр. конц. зал «Ройял фестивал-холл», в 1960-х гг. усовершенствованный и дополненный Камерным залом им. Пёрселла. Конц. жизнь Л. в сер. 20 в. отличается исключит. насыщенностью. В симф. и камерных концертах постоянно выступают оркестры: Би-Би-Си - симфонический (рук. К. Дейвис) и концертный (рук. Э. Лоренс), Лондонский филармонический (рук. Б. Хайтинк), Лондонский симфонический (рук. А. Превин), Корол. филармонический (с 1945; рук. Р. Кемпе), Новый филармонический (с 1968), а также Нац. молодёжный Великобритании (с 1947), Лондонский репертуарный, «Лондон- симфониетта» (рук. Д. Этертон), Англ. камерный (с 1961; рук. Р. Леппард), Лондонский оркестр и хор им. Баха (с 1952, при Баховском обществе; рук. Д. Уилкокс), Ансамбль им. Моцарта (при Об-ве Гайдна - Моцарта, с 1949; рук. Г. Блех), камерный оркестр «Карриоль» (с 1946; рук. Р. Бадден), квартет «Амадеус» (с 1947) и мн. любительские коллективы. Среди муз. обществ, популяризирующих совр. музыку, - Об-во по пропаганде совр. музыки (с 1943), общество «Музыка сегодня», Координационный центр совр. концертов. С кон. 1950-х гг. пользуются популярностью выступления в крупнейших залах Л. исполнителей т. н. поп-музыки. Кроме крупных конц. помещений, для выступлений используются также камерные залы - «Куин Элизабет-холл», «Вигмор-холл», «Камерсмит Таун-холл», «Музей Виктории и Альберта», «Таун-холл» в Фулеме, открытые площадки парков, старинные соборы и дворцы. Концерты организуются импресарио и спец. конц. бюро, а также мн. муз. обществами. В Л. и его окрестностях ежегодно (с 1899, с перерывами в 1906-11, 1914-18, 1935-45) проводятся муз. фестивали - Лондонский, Баховский, Глайндборнский (с 1934), Виндзорский и др. Ежегодно (с 1945) устраивается Междунар. конкурс скрипачей им. К. Флеша.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ЛОНДОН (London) Джордж (наст. фам. - Барнштейн, Burnstein) (p. 30 V 1920, Монреаль) - американский певец (бас-баритон). В 1935 поселился в США (Лос-Анджелес). Брал уроки пения у Р. Лерта. В 1941 дебютировал как оперный певец. Совершенствовался у Е. Розати и П. Новиковой. В 1947 гастролировал по городам США в составе вок. трио «Бельканто» совм. с М. Ланца (тенор) и Ф. Йинд (сопрано). С 1949 был солистом Венской гос. оперы, приобрёл широкую популярность и в др. странах (в 1954 правительство Австрии присвоило Л. почётное звание «камерный певец» - Кammersänger). В 1951 солист театра «Метрополитен-опера», где дебютировал в партии Амонасро («Аида»). В 1952 пел в театре «Ла Скала» (Милан); в 1960 выступал в СССР. Исполнение Л. характеризует высокая вок. культура, оно отличается выразит. фразировкой, разнообразием тембровых и эмоциональных оттенков. Среди партий: Дон Жуан, Борис Годунов, Евгений Онегин; Вотан («Валькирия»), Скарпиа («Тоска»), Голо («Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси), Линдорф, Коппелиус, Дапертутто и доктор Миракль («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Эскамильо, Мефистофель и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия