МАКАРОВ Абрам Давидович [р. 4(16) XII 1897, Луганск] - сов. пианист-ансамблист. Засл. арт. РСФСР (1961). В 1917 окончил Петрогр. консерваторию по классу фп. у В. Н. Дроздова. В 1925-67 концертмейстер Моск. филармонии. В 1960-62 и с 1966 ст. преподаватель кафедры концертмейстерского мастерства Моск. консерватории. Выступал в СССР, а также в США, Великобритании, Франции, Японии и др. странах со мн. крупнейшими сов. и заруб. артистами, в т. ч. с Д. Ф. Ойстрахом, Л. В. Собиновым, А. В. Неждановой, З. А. Долухановой, Я. Хейфецем, И. Менухиным. И. М. Ямпольский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

МАКАРОВ Валентин Алексеевич [10(23) VIII 1908, Тетюши, ныне Тат. АССР - 26 IX 1952, Москва] - советский композитор. В 1931 окончил Первый муз. техникум при Моск. консерватории по классу композиции у Б. Л. Яворского. В 1927-38 пианист-иллюстратор в моск. кинотеатрах. В 1936-40 вольнослушатель Моск. консерватории, где обучался в классах Г. И. Литинского (композиция), Б. Н. Лятошинского (инструментовка), И. В. Способина (гармония и муз. форма). В 1938-40 муз. методист при методич. кабинете ВЦСПС. Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 служил при 4-м отделе Политуправления Черноморского флота. В 1946-49 худ. рук. хора рус. нар. песни при Моск. обл. филармонии. Вок. жанры - песни (более 120), хор. сюиты - составляют большинство соч. М. Более всего удавались композитору лирич. песни («Рос на опушке рощи клён» и др.), интонационно связанные с совр. нар. крестьянской песней и с традициями рус. городской демократия. музыки 19 в.
Соч.: муз. комедия - Сердце моряка (совм. с Ю. М. Слоновым, 1944); концерт для фп. с орк. (1939); для скр. и фп. - Поэма (1939); для солистов, хора, балета и орк. нар. инструментов - сюита Свадьба ткачихи (сл. Б. К. Ковынева, 1940); для муж. хора, балета и орк. нар. инструментов - Русская гармонь (сл. А. А. Жарова); для чтеца, хора и орк. нар. инструментов - песенный цикл Солнечная дорога (сл. Я. З. Шведова, 1949; Гос. пр. СССР, 1950); для солистов, хора и орк. нар. инструментов - Река-богатырь (сл. Я. Л. Белинского; Гос. пр. СССР, 1951); для солистов, хора и фп. - Алтайская сюита (сл. алтайских поэтов, 1949); циклы песен - Широки поля под Сталинградом (сл. Е. А. Долматовского; Гос. пр. СССР, 1950), Родной Севастополь (сл. С. Я. Алымова; Гос. пр. СССР, 1950); песни, в т.ч. Над рекой, над Окой (сл. О. Н. Высотской), Огоньки (сл. А. И. Пришельца), Поле чистое (сл. И. Н. Молчанова) и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

МАКАРОВ Евгений Петрович [р. 6(19) XI 1912, Пенза] - советский композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1972). Кандидат искусствоведения (1950). В 1944 окончил воен.-дирижёрский факультет при Московской консерватории; в 1947 - Московскую консерваторию по классу композиции у Д. Д. Шостаковича (ранее учился у Р. М. Глиэра и Г. И. Литинского). С 1944 преподаватель Ин-та воен. дирижёров (позднее воен.-дирижёрского ф-та при Моск. консерватории; в 1950-58 нач. кафедры чтения партитур; в 1958-61 - кафедры инструментовки). С 1957 доцент Моск. консерватории (с 1963 зав. кафедрой инструментовки). Произв. М. входят в репертуар дух. оркестров, в частности армейских коллективов. Автор «Задачника по инструментовке для духового оркестра» (1953), «Курса чтения партитур» (1956, соавторы М. Д. Готлиб, Я. М. Каабак); один из авторов «Курса инструментовки для духового оркестра» (1951).
Соч.: балет - Сказка о рыбаке и рыбке (1952); для орк. - симфония (1943), Праздничная увертюра (1955), Четыре русские песни (1967); для фп. с орк. - концертино (1939); для дух. орк. - Пассакалья и фуга (1945), увертюры, сюиты, марши; камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. струн. квартет (1941); пьесы для разл. инструментов, романсы; музыка к фильмам. M. M. Яковлев.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

МАКАРОВ Николай Петрович [4(16) II 1810, Чухлома Костромской губ. - 5(17) XII 1890, с. Фунтиково-Рожествино Тульской губ.] - рус. гитарист. В детстве учился игре на скрипке у крепостного музыканта. Игру на гитаре изучал самостоятельно. В 1840-х гг. пользовался советами А. О. Сихры, занимался по гармонии у капельмейстера Большого театра И. И. Иоганниса. В 1841 выступил впервые как гитарист в Туле. В 1852 во время заграничной поездки познакомился с выдающимися гитаристами (Ц. де Ферранти и др.). В 1856 организовал в Брюсселе Междунар. конкурс «на лучшие сочинения для гитары и наилучшие сделанные гитары». Автор гитарных пьес, методич. очерка «Несколько правил высшей гитарной игры» (1874; на рус. и франц. яз. также в журн. «Гитарист», 1905, No 1-3), очерков «Былое (из воспоминаний гитариста)» (в журн. «Музыка гитариста», 1909, No 1, 3, 6, 11; 1910, No 2, 5-6, 7-8, 11-12). Издал также кн. «Мои семидесятилетние воспоминания…» (ч. 1-4, 1881-82). Писал романы, был известен как лексикограф («Полный русско-французский словарь», 1867, и др.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия