МАЛИШЕВСКИЙ (Maliszewski) Витольд (20 VII 1873, Могилёв-Подольский - 18 VII 1939, Залесе, близ Варшавы) - польский композитор, педагог и дирижёр. Учился композиции у М. М. Ипполитова-Иванова в Тбилиси, у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова в Петерб. консерватории (1898-1902). С 1908 преподавал в муз. уч-ще в Одессе (с 1913 - консерватория; М. - её первый руководитель, до 1921), где вёл класс композиции и дирижировал студенч. оркестром, а также симф. оркестром местного отделения РМО (1908-11). Написал книгу «Учение о модуляции» (1915). С 1921 жил в Варшаве. Вёл в консерватории оперный класс (1921-25), позднее преподавал композицию (1931-39); среди учеников - В. Лютославский. В 1925-27 рук. Муз. общества им. Ф. Шопена и Высшей школы музыки им. Ф. Шопена, в 1933 осн. Ин-т Шопена. В 1927-34 возглавлял муз. отдел Мин-ва вероисповедания и обществ. просвещения. Ранние соч. (1-3-я симфонии) обнаруживают влияние музыки Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова и др. русский композиторов. Индивидуализации муз. языка М. способствовало изучение им польского фольклора; нац. польское начало особенно проявилось в произв. 1920-х гг. (3 орк. парафразы на нар. темы, 1925, и др.). Соч.; балеты - Борута (1930, Варшава) и Сирена (1928, Варшава); для орк. - 5 симфоний (1902-29), Сказка (Bajka), Легенда (Legenda; обе 1932), увертюры, сюиты; для разных инструментов с орк. - сюита для влч. (1923), Куявская фантазия (Fantazja kujawska, для фп., 1928), концерт для фп. (1938); камерно-инстр. ансамбли - 3 струн. квартета, квинтет, сонаты для скр. и для влч. с фп.; пьесы для фп.; культовые соч., в т.ч. реквием, месса (оба - 1931), хоры, вок. ансамбли, романсы на сл. А. С. Пушкина и В. А. Жуковского.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия