МАРИЙСКАЯ МУЗЫКА. До Oкт. революции 1917 муз. культура мари была представлена исключительно нар. творчеством. Осн. жанром муз. фольклора с далёких времён является лирич. песня. В основе своей она одноголосна и лишь в совр. песенном творчестве наблюдается зарождение многоголосия. В силу историко-географич. условий нар. песни делятся на 3 осн. группы: горную, луговую (подразделяется на Йошкар-Олинскую, Моркинскую, Сернурскую) и восточную. Песни этих групп различны в ладовом, ритмическом отношениях, по форме, диапазону и т.д. Большинство мар. песен основано на бесполутоновой пентатонике. Для вост. песен характерно сочетание пентатоники с др. диатонич. ладами. Большинство мелодий горных песен включает квартово-квинтовые, секстовые интонации без заполнения. Характерной особенностью протяжных мар. песен являются нерегулярно-переменные метры; для плясовых мелодий обычны чёткий ритм и постоянный размер. Горномарийская песня «За гумном посеял» (рекрутская). Типична 2-частная куплетная форма песен из 2 периодов (2-й повторяет весь материал 1-го квинтой ниже, реже - квартой выше). В совр. нар. песнях наблюдается тяготение к единой метрич. организации. Инстр. нар. музыка тесно связана с развитием танца и песенным творчеством. Среди нар. инструментов наиболее распространены: кусле (гусли), шувыр (волынка), тумыр (барабан), шиялтыш (свирель), пуч (виды берестяных и деревянных труб), шушпык (глиняный соловей), ковыж (2-струн. скрипка). Частушка уральских мари. Позднее появились 3-струн. скрипка, 2-рядная гармоника. Первые записи мар. нар. песен сделаны в 19 в. (М. Кроковский, 1852, и А. Ф. Риттих). В 1908 был составлен первый сборник мар. нар. песен (161 песня) учителем-марийцем А. К. Аптриевым («Сборник черемисских песен»). После Oкт. революции 1917 развернулась большая работа по собиранию и изучению мар. муз. фольклора. Были выпущены сборники нар. песен В. М. Васильева (1919, 1923, 1937), И. С. Палантая (1923), Я. А. Эшпая (1933, 1957), К. А. Смирнова (1941, 1951, 1955), В. Ф. Коукаль (1951), А. Р. Сидушкиной (1958). Нар. песни собирали A. И. Искандаров, Н. А. Сидушкин. Началось развитие мар. проф. муз. культуры. В Йошкар-Оле создаются техникум искусств (1931), Хоровая капелла (1933), Ансамбль песни и пляски (1939), Хор радиокомитета (1944). Основоположник мар. проф. музыки - И. С. Палантай (Ключников) - автор многочисл. вок. произв. и обработок мар. нар. песен, впервые утвердил в музыке мари 4-голосное хор. пение. Организованный им хор положил начало формированию мар. хор. культуры. Большое внимание хор. творчеству уделяли А. И. Искандаров (12 песен для 4-голосного жен. хора на лугово-вост. мар. языке, 1943; обр. для хора без сопровождения свадебных напевов вост. мари, 1943) и Н. А. Сидушкин (сюиты для смешанного хора без сопровождения «Урожайная», 1958, и «Родина», 1968; дет. хоры). Искандаров и Сидушкин организовали также ряд хор. коллективов. Я. А. Эшпай (Ишпайкин) создал первые проф. мар. инстр. произведения (сюита для квартета деревянных дух. инструментов, 1940; сюиты для симф. оркестра - 1949, 1951, 1955), широко использовав фольклор народов Поволжья. Инстр. музыка получила развитие в творчестве Л. Н. Сахарова (сюита на мар. темы для оркестра нар. инструментов, 1951; «Песня и танец горных мари», 1951), К. Р. Гейста (концерт для баяна, 1954; циклы фп. пьес и пьесы для дух. и нар. инструментов с фп.). Как автор первых крупных мар. произв. для симф. оркестра известен К. А. Смирнов (поэма «В старину», 1940; 2 симфонии - 1946, 1948; фантазия на горномарийские темы, 1948; Сернурская сюита, 1960). Нар. мар. мелос творчески претворён в ряде симф. произв. А. Я. Эшпая (симф. танцы, концерты для фп. с оркестром, симфонии, произв. для фп., скрипки); он вывел мар. музыку за пределы нац. рамок. Видный представитель мар. муз. культуры - А. Б. Луппов, автор первого мар. балета «Лесная легенда» (1971), симф. и камерной музыки. Первую мар. оперу написал Э. Н. Сапаев - «Акпатыр» (пост. 1963). С кон. 60-х гг. выдвинулись композиторы: И. Н. Молотов (опера «Веткан», по мотивам романа С. Чавайна «Элнет», 1970), B. П. Куприянов (сюита для симф. оркестра, 1970), В. П. Данилов (концерт для скрипки с оркестром, 1971). Среди мар. исполнителей: дирижёры - засл. деят. искусств РСФСР А. И. Искандаров, Н. А. Сидушкин, Б. А. Резников, засл. деят. искусств Map. АССР Л. А. Тайгильдин, засл. деят. искусств РСФСР, засл. арт. Якут. АССР Г. Ф. Таныгин; певцы - Л. К. Краснов, нар. арт. Map. АССР В. Е. Смирнова, засл. арт. Map. АССР М. А. Мыльникова, А. А. Венедиктов, В. А. Воронцов; инструменталисты - нар. арт. Map. АССР П. С. Тойдемар, засл. деят. искусств Map. АССР А. Р. Сидушкина, исполнительница нац. танцев заслуженная арт. РСФСР и народная арт. Map. АССР Н. П. Дружинина. В Map. АССР работают (1975): Муз. театр (1971), Хоровое общество (1958), сектор искусства Map. института языка, литературы, истории и экономики (1930), Дом нар. творчества (1946), Map. отделение CК РСФСР (1940), Муз. училище (1937), 31 музыкальная школа.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия