МАЙЕР (Mayer) Шарль (21 III 1799, Кенигсберг - 2 VII 1862, Дрезден) - нем. пианист, композитор, педагог. В детстве вместе с семьёй переехал в Россию; учился у Дж. Филда. В 1812 М. впервые выступил в Петербурге. С 1814 концертировал в Зап. Европе. Возвратившись в Петербург (1819), занялся интенсивной конц. и педагогич. деятельностью; преподавал фп. игру, а также теорию композиции (до 1845). Советами М. пользовался М. И. Глинка, высоко ценивший его как музыканта. Иск-ву М. были свойственны изящество, законченность, чувство меры. Репертуар пианиста составляли гл. обр. виртуозные произв. - собственные, а также И. Н. Гуммеля, А. Герца и др. авторов. Был одним из первых исполнителей Фантазии Л. Бетховена (для фп., хора и оркестра). Многочисл. фп. произв. М. (концерты, концертштюки, фантазии, этюды, вариации и др.), несколько поверхностные по содержанию, но блестящие, удобные для исполнения, пользовались большой известностью. М. сделал ряд обработок и транскрипций рус. нар. песен, переложил для фп. (совм. с К. П. Вильбоа) оперу «Иван Сусанин». В 1845 гастролировал в Швеции, Германии, Австрии. С 1850 жил в Дрездене.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

МАЙЕР, Мейер (Meyer) Эрнст Герман (р. 8 XII 1905, Берлин) - немецкий композитор и музыковед (ГДР). Чл. ЦК СЕПГ (1963). Композицию изучал у В. Гиршберга, X. Эйслера, М. Буттинга и П. Хиндемита; музыковедение - У А. Шеринга, Й. Вольфа, Ф. Блуме, Э. Хорнбостеля, К. Закса и Г. Бесселера, под рук. которого в 1930 подготовил докторскую диссертацию «Многоголосная инструментальная музыка XVII в.». С 1929 М. связал свою деятельность с рабочим муз. движением Германии, присоединившись к молодым композиторам, группировавшимся вокруг X. Эйслера. В 1930-32 был гл. редактором журн. «Кampfmusik», руководил рабочими хор. кружками, создавал для них массовые песни и хоры, сотрудничал в газ. «Rote Fahne». В 1933 эмигрировал в Великобританию, став одним из активных деятелей рабочего муз. движения; здесь им был написан капитальный труд «Английская камерная музыка» (1946). С 1948 живёт и работает в ГДР, с того же года профессор Ин-та музыковедения при университете им. Гумбольдта (Берлин). Ведёт интенсивную творч. деятельность, выступая с симф. ораториально-кантатными и камерно-инстр. соч. М. принадлежит мн. песен на стихи классич. и совр. нем. поэтов. Активный участник строительства социалистич. муз. культуры ГДР. Чл.-учредитель Академии искусств ГДР (в 1965-70 вице-президент). Пред. Союза композиторов и музыковедов ГДР (с 1968). Нац. пр. ГДР (1950, 1952, 1963, 1975).
Соч.: опера - Рыцарь в ночи (Reiter der Nacht, по роману «Тропою грома» Абрахамса, 1973, Нем. гос. опера); для хора, голосов и орк. - Скала (Die Felswand, 1933), Уверенность в победе (Des Sieges Gewiβheit, сл. И. Бехера, 1952), Полёт голубя (Der Flug der Taube, сл. С. Хермлина, 1952), Песнь для него (Ein Lied für ihn, 1953), Песнь юности (Gesang von der Jugend, сл. Л. Фюрнберга, 1957), Ворота Бухенвальда (Das Tor von Buchenwald, сл. Н. Буш, 1959), Хозяин земли (Der Herr der Erde, сл. Л. Куба, 1961), Приветственные слова (Gruβworte, 1964), Новорождённому (Dem Neugeborenen, 1967), Ленин сказал (Lenin hat gesprochen, 1970) и др.; для орк. - симфония (1969), Симфония для струнных (1947), Симфонический пролог (1949), Serenata Pensierosa (1962), Музыка для немецких спортивных фестивалей (1956, 1959, 1963), 2 сюиты в нар. стиле (1960); для инструментов с орк. - Концертная симфония (для фп. с орк., 1961), Поэма (для альта с орк., 1962), концерты для инструментов с орк. - для скр. (1964, посв. Д. Ф. Ойстраху), для арфы (1969); камерно-инстр. (в т. ч. 4 квартета) и вок. музыка; хоры; песни (ок. 250); музыка к кинофильмам (42). Лит. соч.: English chamber music, L., 1946 (нем. пер. - Die Кammermusik Alt-Englands, Lpz., 1958); Europäische Instrumentalmusik von 1500 bis 1750, в кн.: New Oxford History of music…, 1947/59; Musik im Zeitgeschehen, В., 1952; Realismus in der Sowjetmusik, «Neue Welt», 1951; Aufsätze ьber Musik, В., 1957, 1974; Musik der Renaissance - Aufklärunglassik, Lpz., 1973; в рус. пер. - Ганс Эйслер - певец рабочего класса, «СМ», 1958, No 7; Интонация немецкой народной песни, в сб.: Избранные статьи музыковедов ГДР, М., 1960; Революционеры в музыке, «СМ», 1964, No 10.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия