МУРИС (Muris) Иоанн де (ок. 1290, епархия Лизьё, Нормандия - после 1351, Париж) - франц. муз. теоретик, математик, астроном. Крупнейший учёный средневековья. Изучал математику и астрономию в Парижском университете. Ок. 1318 жил в Эврё. Написал трактат «Искусство новой музыки» («Ars novae musicae», 1319), который содержит части, посв. теории («musica theorica») и муз. практике («musica practica»; в последней впервые обосновал систему организации муз. времени: «…звук [vox] порождается движением», «время нераздельно объединяет движение», «звуку необходимо измерение времени», «время есть мера движения»). Теоретик ars nova, M. подробно изложил систему мензуральной нотации ars nova (символика троичности, 4 «степени перфекции», иерархию длительностей, их деление на перфектные и имперфектные, систематику модусов). В 1321 получил степень магистра искусств в Сорбонне, создал трактаты по астрономии. В 1323 написал трактат «Умозрительная музыка по Боэцию» («Musica speculativa secundum Boetium»), служивший основным учебником музыки в университетах до 16 в. С нач. 1320-х гг. преподавал в Парижском университете, помимо математики и астрономии, вероятно, также и музыку (в составе т. н. квадривия, состоявшего из 4 предметов - музыки, арифметики, геометрии и астрономии). На протяжении 30 лет писал трактаты, в т. ч. по музыке (время их создания неизвестно) - «Книжица о размеренном пении» («Libellus cantus mensurabilis») и «Рассуждения о частях музыки» («Questiones super partes musicae»). M. включал в математич. исследования разделы, посв. музыке, т. к. в подходе к муз. явлениям исходил из принципа числа как основы миропорядка; 4-й трактат 4-й книги его гл. труда - «Четырёхчастного сочинения о числах» («Quadripartitum opus numerorum») - связан с музыкой и имеет подзаголовок: «О музыкальных звуках» («De sonis musicis»). Музыке полностью посвящён также небольшой «Трактат о числах…», построенный в форме послания к епископу Ф. де Витри. До 1925 М. ошибочно приписывался труд Я. Льежского «Зерцало музыки» («Speculum musicae»); трактат не мог принадлежать М., т. к. направлен против ars nova. M. впервые указал на осн. понятия техники изоритмич. мотета (color и talea, в трактате «Libellus cantus mensurabilis»). В 1344 участвовал в работе по реформе календаря (по приглашению папы Климента VI).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия