МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ - одно из крупнейших высших муз.-педагогич. уч. заведений в СССР. Создан в 1944 в Москве на базе Уч-ща им. Гнесиных (открыто в 1895 в Москве Еленой Фабиановной Гнесиной и её сестрами Евгенией и Марией). Уч-ще в своей работе руководствовалось лучшими традициями рус. муз. педагогики. Среди первых педагогов, кроме основательниц, были их младшие сестры - Елизавета и Ольга, а также Р. М. Глиэр, А. Т. Гречанинов, Г. Э. Конюс, Е. А. Бекман-Щербина и др. Уч-ще поддерживали передовые музыканты, учёные, муз. критики - В. И. Сафонов, Н. Д. Кашкин, С. Н. Кругликов, Ю. Д. Энгель. В 1917, после Окт. революции, училище стало государственным (с 1925 - муз. техникум, с 1936 - училище), его директором была назначена Елена Гнесина. Были созданы новые классы и отделы - сольного пения, теории музыки, композиции и др., увеличилось количество обучающихся; преподавательский состав пополнился крупными музыкантами, в их число M. P. Гнесин (брат основательниц), М. В. Иванов-Борецкий, В. Л. Кубацкий, В. И. Садовников, М. И. Табаков, О. Ф. Федоровская и др. Среди воспитанников - Л. Н. Оборин, А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников и др. Высокий проф. уровень училища создал возможность открытия на его базе института (1944), осн. задача которого - подготовка преподавателей для средних и высших муз. уч. заведений. С момента основания института директором была Елена Гнесина. Она же возглавляла кафедру спец. фп. Др. кафедрами заведовали: Н. И. Сперанский (сольное пение), С. М. Козолупов (струн. инструменты), М. И. Табаков (дух. инструменты), К. Б. Птица (хор. дирижирование), В. Э. Ферман (история музыки), С. С. Скребков (теория музыки), M. P. Гнесин (композиция). Среди педагогов - профессора Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг, А. И. Ямпольский и др. С 1953 Елена Гнесина - худ. рук. Института (до 1967), директор - Ю. В. Муромцев, с 1970 ректор - В. Н. Минин. В разные годы в институте преподавали: М. И. Гринберг, Т. Д. Гутман, А. Л. Иохелес, И. И. Михновский (фп.); П. А. Бондаренко, М. И. Фихтенгольц (скрипка); А. К. Власов, А. Я. Георгиан, А. П. Стогорский (виолончель); В. В. Хоменко (контрабас); И. Ф. Пушечников (гобой); Я. Ф. Шуберт (фагот); Г. Г. Аден, Н. А. Вербова, Н. Д. Шпиллер (сольное пение); В. О. Берков, А. А. Иконников, Б. В. Левик, Г. И. Литинский, М. С. Пекелис, Ю. Н. Тюлин, Ф. Е. Витачек (теория и история музыки); Н. И. Пейко, А. И. Хачатурян (композиция); А. А. Юрлов (хор. дирижирование); А. Д. Готлиб (камерный ансамбль); Т. А. Делициев (оперный класс); А. Д. Алексеев (история фп. искусства, теория пианизма) и др. В институте ведётся подготовка по специальностям: фп., все инструменты симф. оркестра и оркестра рус. нар. инструментов, сольное пенис, хор. дирижирование, теория и история музыки, композиция. В 1975 работают след. кафедры: спец. фп., скрипки и альта, виолончели, контрабаса и арфы, дух. инструментов, камерного ансамбля, дирижирования, вокальная, оперная, хор. дирижирования, нар. инструментов, истории музыки, гармонии и сольфеджио, полифонии и анализа форм, композиции, общего фп., педагогики, обществ. наук, иностр. языков. При институте существует средняя спец. муз. школа, осн. задача которой - подготовка наиболее одарённой молодёжи для поступления в институт. В уч. процессе большое место отводится педагогике, психологии, методике преподавания, педагогич. и лекторской практике. В институте имеются студенч. симф. и камерный оркестры, хор, а также нар. хор, оркестр рус. нар. инструментов, камерные (фп. ансамбль, квартетный) и оперный классы. В течение уч. года оркестры и хоры дают открытые концерты. Ежегодно в институте проводится конкурс, посв. годовщине Великой Окт. социалистич. революции, на лучшее исполнение сов. музыки. Наиболее одарённые студенты отбираются на всесоюзные и междунар. конкурсы музыкантов. Среди лауреатов междунар. конкурсов - мн. воспитанники института. В 1948 при институте создана аспирантура. В том же году открыто заочное отделение, в 1961 - его филиал в Уфе, на базе которого в 1969 организован Институт искусств в Уфе (осн. преподават. состав сформирован из окончивших заочное отделение). Педагогами института создаются многочисл. науч. исследования, монографии, методич. разработки, учебники, пособия (многие специально для студентов-заочников). В институте организован методич. центр по разработке и изданию уч.-методич. литературы для заочного муз. образования в СССР, который подготовил и издал большое количество материалов, в т.ч. озвученных уч. пособий. Систематически издаются «Труды» института (с 1959), в которых помещаются науч.-методич. и н.-и. работы профессорско-преподават. состава, аспирантов и студентов. В институте существуют 3 лаборатории: изучения нар. музыки (при кафедре истории музыки), физиологии пения и вок. методики, применения технич. средств в муз. образовании. Ежегодно фольклорная лаборатория организует студенч. экспедиции в края и области страны для сбора, записей и расшифровки образцов нар. музыки (собранные и обработанные материалы публикуются в сборниках). Лаборатория вок. методики ведёт экспериментальную работу по объективному исследованию певч. процесса. Лабораторией технич. средств обучения созданы озвученные уч. пособия. Совм. с фирмой «Мелодия» выпущены грампластинки с записями уроков Елены Гнесиной, Г. Г. Нейгауза. А. Л. Иохелеса, Т. А. Докшицера и др. Воспитанники института, обладающие яркими исполнит. данными, наряду с педагогич. работой занимаются творческо-исполнит. деятельностью в филармониях, оперных театрах, конц. организациях. Среди них - нар. артисты СССР дирижёр E. P. Светланов (окончил институт как пианист), певцы З. Долуханова, Е. М. Беляев, А. Т. Сергеев и др. В 1958 был построен конц. зал института (на 476 мест). В 1970 при институте организован Мемориальный музей-квартира E. P. Гнесиной.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия