НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих Вильгельм (15 X 1844, Рёккен, близ г. Лютцен, Саксония - 25 VIII 1900, Веймар) - нем. философ, филолог и писатель. Учился в Боннском и Лейпцигском университетах. В 1869- 1879 профессор классич. филологии Базельского университета. С 1889 творч. деятельность Н. прекратилась вследствие душевного расстройства. Лит.-философские и критич. труды Н., занимающие промежуточное положение между науч. исследованиями и художеств. произв., оказали большое влияние на формирование философских и эстетич. систем, а также художеств. творчества на рубеже 19 и 20 вв. Н. начинал как последователь А. Шопенгауэра, но впоследствии в его трудах развиваются идеи разл. философских направлений. В своей иррационалистической «философии культуры» Н. подвергает критике бурж. общество, его идеологию, мораль, религию, социально-экономические отношения, искусство. Но эта критика, переплетаясь у Н. с концепциями буржуазного позитивизма и социального дарвинизма (он воспринял идеи Дарвина, перенеся их на человеческое общество), с созданным им мифом о «сверхчеловеке», антидемократическим культом сильной личности, теорией «воли к власти» как высшего закона природы, послужила основой для развития реакционной идеологии «ницшеанства». Этот комплекс идей использовался идеологами зарождавшегося империализма (с характерным для них расизмом и милитаризмом), а в дальнейшем и нем. национал-социализма. Эстетика H., как и вся система его взглядов в целом, наполнена противоречиями, ироническими парадоксами. Страстное увлечение музыкой, к-рая, по мнению Н., должна освобождать человеческий дух, проходит через всю его жизнь. Многочисл. оригинальные мысли о музыке Н. высказывал в своих лекциях по истории антич. литературы. В 1869 он познакомился с Р. Вагнером и до 1872 постоянно посещал его в Трибшене (Швейцария). Произв. Вагнера (в особенности опера «Тристан и Изольда») оказали решающее влияние на формирование личности и мировоззрения молодого Н. В творчестве Вагнера он видел воплощение сущности философии Шопенгауэра с её идеей «героического пессимизма» (мужественного приятия страдания). Сначала Н. воспринимал Вагнера как представителя искусства будущего - передового, актуального, в котором стихийное («дионисийское», по определению Н.) и гармоническое («аполлоновское») начала находятся в равновесии. Но со временем и под непосредственным впечатлением от постановок опер Вагнера в Байрёйтском театре Н. развенчивает свой прежний кумир, обвиняя композитора в демагогичности, ложной патетике, угождении вульгарным инстинктам «массы», «толпы» («Götzendämmerung», 1899). Одноврем. Н. противопоставляет Вагнеру «Кармен» Бизе как высшее проявление муз. реализма. Работы Н., связанные с проблематикой вагнеровского творчества («Рождение трагедии из духа музыки», 1871; «Р. Вагнер в Байрёйте», 1876; «Дело Вагнера. Проблема музыканта», 1888; «Ницше против Вагнера», 1888; разбор увертюры к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» в соч. «По ту сторону добра и зла», 1886), явились ценным вкладом в литературу о Р. Вагнере. Н. был также пианистом-импровизатором, композитором (муз. соч. Н. помогают понять его человеческую личность и сущность его философии), автором многочисл. лирич. стихов, предвосхитивших нем.-австр. экспрессионизм нач. 20 в. На тексты и темы Н. написаны муз. произв. (3-я симфония Г. Малера, симф. поэма «Так говорил Заратустра» Р. Штрауса, вок. соч. А. Шёнберга, П. Хиндемита и др.).
Соч.: Ьber Musik, 1858; Zur Theorie der quantitierenden Rhythmik, 1870; Das griechische Musikdrama, 1870; Ьber Musik und Wort, 1871; Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik, Lpz., 1872; R. Wagner in Bayreuth, В., 1876; Der Fall Wagner. Ein Musikanten-Problem, Lpz., 1888; Nietzsche contra Wagner. Aktenstücke eines Psychologen, 1888, 1901; Werke, Bd 1 - 19, Lpz., 1895-1913, Bd 20 (Register), Lpz., 1926 (рус. пер. - Полн. собр. соч., т. 1-3, 9, М., 1909-12). Письма: Fr. Nietzsches Gesammelte Briefe, hrsg. von P. Gast und A. Seidl, Bd 1-6, Lpz., 1902-09; Gast P., Die Briefe an Fr. Nietzsche, hrsg. von A. Mendt, Bd 1-2, Münch., 1923-24; Nietzsche in seinen Briefen und Berichten der Zeitgenossen, hrsg. von A. Baeumler, Lpz., 1932: Die Briefe Cosima Wagners an Fr. Nietzsche, hrsg. von E. Thierbach, Bd 1-2, Weimar, 1938-40; R. Wagner - Fr. Nietzsche, Briefwechsel, в сб.: Parnass-Bücherei, [Bd] 89, Bern, 1951.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия