ОДЕССА - один из крупных промышленных и культурных центров СССР, город больших муз. традиций. 1 млн. жит. (1975). В дореволюц. период - средоточие муз. жизни Юга России. Уже в 1799, через 5 лет после основания О., в городе существовал цех музыкантов. Первые спектакли на рус. яз. состоялись в 1804; любителями (солдатами) была пост. опера «Мельник - колдун, обманщик и сват» Соколовского. С нач. 19 в. гастролировали разл. театр. труппы, с 1809 - итальянская. 10 февр. 1810 одноактной оперой «Новое семейство» Фрейлиха и водевилем «Утешенная вдова» в пост. рус. труппы актёра П. В. Фортунатова в О. открылся постоянный гор. театр (здание построено в 1809; арх. Т. де Томон). В 1811 здесь играла крепостная оперно-драм. труппа князя А. И. Шаховского с участием крепостного оркестра помещика Н. Куликовского. Ставились оперы «Мельник - колдун, обманщик и сват»; «Сбитенщик» Буландта, «Розана и Любим» Керцелли и др., затем в течение мн. лет на сцене театра выступали итал. труппы (антрепризы Замбони, с 1821 - Буонаволио и др.). С 1827 спектакли итал. оперы чередовались со спектаклями рус. драм. труппы И. Ф. Штейна, ставившей также оперы: «Леста, днепровская русалка» с музыкой Ф. Кауэра, С. И. Давыдова и К. А. Кавоса, «Ям», «Посиделки», «Девишник» ? трилогию А. Н. Титова, «Князь-невидимка» Кавоса и др.; в 1836 была исп. опера А. Н. Верстовского «Вадим, или Пробуждение 12 спящих дев». После каждого спектакля следовал балетный дивертисмент. В 1838 рус. драм. труппа Ерохина показала в О. оперу Верстовского «Пан Твардовский», в 40-е гг. труппы К. М. Зелинского и Рыкановского - укр. муз.-драм. спектакли «Наталка Полтавка» Котляревского и «Сватанье на Гончаровке» Квитки-Основьяненко. С 1847 оперное искусство в течение ряда лет было представлено только итал. труппами, в репертуаре которых центр. место занимали оперы итальянский композиторов («Севильский цирюльник», «Отелло» Россини, «Норма», «Сомнамбула», «Пуритане» Беллини, «Лючия ди Ламмермур», «Дочь полка» Доницетти, «Ломбардцы», «Эрнани», «Макбет», «Трубадур» Верди, и др.). Итал. театр, способствуя утверждению оперного искусства в О., в то же время тормозил развитие в городе рус. и укр. муз.-театр. культуры. В 1873 здание театра сгорело. Новое было построено в 1887 по проекту арх. Ф. Фельнера и Г. Гельмера. Во 2-й пол. 19 в. в спектаклях итал. оперы участвовали и рус. артисты, с 70-х гг. в гор. театре появилась рус. антреприза. Исполнялись отрывки из «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы», оперы А. Г. Рубинштейна и др., в 1893 под рук. П. И. Чайковского была пост. «Пиковая дама» (дирижёр М. Б. Эммануэль). С 1911 на сцене театра ставились в основном оперные спектакли. Большую роль в истории муз. культуры О. и в пропаганде рус. оперы сыграл И. В. Прибик - муз. руководитель театра (1894-1937), дирижёр симф. концертов, профессор консерватории (с 1919). В театре выступали певцы: Ф. И. Шаляпин, С. А. Крушельницкая, Л. В. Собинов, М. И. и Н. Н. Фигнеры, О. И. Камионский и др.; артисты балета: А. П. Павлова, Е. В. Гельцер и др., а также знаменитые иностр. гастролёры: Дж. Ансельми, М. Баттистини, Титта Руффо, Э. Карузо и др. В 1-й четв. 19 в. получило распространение домашнее музицирование, концерты проф. музыкантов ограничивались выступлениями артистов итал. оперы в салонах для привилегированной публики. Позднее силами этих артистов и музыкантов-любителей проводились концерты в помещениях гор. театра и в зале Биржи, как правило, с благотворит. целью. С 30-х гг. в городе гастролировали рус. и зарубежные исполнители. В 1831 состоялся вок.-инстр. концерт, организованный А. Д. Жилиным; выступали скрипачи А. Г. Герке (1832), А. Ж. M. Арто и К. Липиньский (1836-37), пианист А. Дрейшок (1841). В 1847 Ф. Лист дал 6 сольных концертов. В 1848-49 состоялись концерты рус. скрипачей Н. Я. Афанасьева и Н. Д. Дми-триева-Свечина, организовавшего также цикл публ. концертов струн. квартета, что послужило толчком к возникновению ряда камерных проф. и любит. ансамблей. В 1849 в О. выступил скрипач А. Вьётан, в 1852 - виолончелист А. Ф. Серве, братья (скрипач и пианист) Г. и Ю. Венявские, в 1853 - пианист Ант. Контский. С 40-х гг. 19 в. всё чаще с конц. эстрады звучала рус. музыка - исполнялись романсы А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва, М. И. Глинки, популярностью пользовались рус. и укр. нар. песни. Во 2-й пол. 19 в. событиями в муз. жизни города стали выступления композиторов М. П. Мусоргского (в 1879; с певицей Д. М. Леоновой), П. И. Чайковского (1893), Н. А. Римского-Корсакова (1894), в нач. 20 в. - А. К. Глазунова, М. М. Ипполитова-Иванова, С. В. Рахманинова, дирижёров - А. Никиша, В. И. Сафонова, А. И. Зилоти, А. К. Виноградского, пианистов - С. Ментер, А. Н. Скрябина, В. Л. Сапельникова, скрипачей - А. Д. Бродского, Л. С. Ауэра, виолончелиста А. В. Вер-жбиловича и др. С 1820-х гг. в О. распространение получили муз. кружки. Систематич. конц. деятельность в 1854-63 вело Филармонич. общество (осн. в 1842); в 1870 оно слилось с Об-вом любителей музыки (осн. в 1865 по инициативе П. П. Сокальского) и получило назв. Одесского муз. общества. В 1884 на его основе было учреждено Одесское отделение РМО. Театр. и конц. жизнь города освещалась в местных газетах («Одесский вестник» и др.), а также периодически в «Русской музыкальной газете». В первые десятилетня 19 в. в О. муз. образование получали лишь представители привилегированных сословий. Обучение пению, игре на муз. инструментах проводилось в частных пансионах, в Ин-те благородных девиц. В 40-е гг. в городе стали появляться частные муз. уч. заведения; первое из них, т.н. скрипич. курсы, в 1848 открыл скрипач и композитор Л. Гольд. В 1866 при Об-ве изящных искусств была организована муз. школа, затем при Одесском муз. обществе - муз. классы, в 1886 они слились в муз. классы при Одесском отделении РМО, в 1897 преобразованы в муз. уч-ще РМО (первый директор - Д. Д. Климов). На базе уч-ща в 1913 осн. консерватория (первый директор В. И. Малишевский, до 1921). В 1912 открыл собств. муз. классы П. С. Столярский, где обучались игре на скрипке мн. талантливые дети (здесь занимался Д. Ф. Ойстрах). Значит. роль в развитии муз. культуры города сыграла деятельность чеш. и польских музыкантов, в т.ч. И. В. Прибика, Э. Млынарского, Я. Коциана, Ф. Ступки и др. После Окт. революции 1917 муз. жизнь в О. приобрела демократич. направленность. Оперный театр одним из первых начал широко пропагандировать сов. оперы и балеты, в числе которых - произв., созданные одесскими композиторами - В. А. Фемелиди (опера «Разлом», балет «Карманьола»), К. Ф. Данькевичем (опера «Трагедийная ночь», балет «Лилея») и др. С 1926 спектакли идут на укр. и рус. языках (см. Одесский театр оперы и балета). С 1925 в О. работает укр. Муз.-драм. театр им. Окт. революции, с 1953 - Театр муз. комедии (переведён из Львова, осн. в 1946). Большую конц. работу ведёт филармония (осн. в 1937; первоначально - с 1925 - Одесское филармонич. общество). При обществе существовал симф. оркестр (дирижёры Г. А. Столяров, Л. Могилевский), с которым также выступали дирижёры А. К. Глазунов, Н. А. Малько, О. Фрид, А. В. Гаук, В. Ферреро и др. В нач. 30-х гг. оркестр находился в ведении Радиокомитета (здесь работали - оркестр нар. инструментов, хор. капелла, радиотеатр), с 1937 снова передан филармонии. С 50-х гг. с ним выступали Н. Г. Рахлин, А. Л. Стасевич, К. К. Иванов, К. П. Кондрашин, К. Зандерлинг и др. сов. и заруб. дирижёры. С участием оркестра проходили авторские концерты Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Л. Н. Ревуцкого и др. Росту муз. культуры города способствовала консерватория (созданная в 1913, она была преобразована в 1923 в Муз. институт, в 1926 - в Муз.-драм. институт им. Л. Бетховена, в 1934 - вновь в консерваторию; с 1950 - им. А. В. Неждановой). Здесь работали крупнейшие педагоги: Ю. А. Рейдер, О. Н. Благовидова (пение), П. С. Столярский (скрипка), Г. М. Бибер, Р. М. Рейнгбальд, М. М. Старкова, М. И. Рыбицкая (фп.), К. К. Пигров (хор. дирижирование), композиторы Н. Н. Вилинский, В. А. Золотарёв, К. Ф. Данькевич, теоретик А. А. Павленко, дирижёр И. В. Прибик. Среди воспитанников консерватории - Д. Ф. Ойстрах, Э. Г. Гилельс, Я. И. Зак, М. И. Фихтенгольц, Е. И. Чавдар, М. С. Гришко, А. Ф. Кривченя, Б. А. Руденко. В 30-е гг. в консерватории обучались целые коллективы, в т.ч. молд. хор. студия (с 1930 - капелла «Дойна») и Первый всеукраинский оркестр рабочих-металлистов г. Николаева. При консерватории имеются симф. оркестр, оркестр нар. инструментов, в 1961 создана оперная студия. В 1933 открыта спец. детская муз. школа-десятилетка им. П. С. Столярского, воспитавшая многих выдающихся музыкантов. Объединённый хор консерватории и муз. уч-ща (хор одесских студентов) в 1957 занял 1-е место на Междунар. конкурсе VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Консерватория проводит циклы историч. концертов, при ней работают университеты культуры. В городе работают также (1975): муз. уч-ще (с 1897), муз.-пед. ф-т при Пед. институте им. Ушинского (с 1966), детская дирижёрско-хор. школа (с 1966), 12 муз. школ-семилеток. Широко развита самодеятельность. При дворцах культуры, клубах, Дворце пионеров созданы многочисл. коллективы, в т.ч. симф. оркестры, хор. капеллы, оркестры нар. инструментов и др. Среди лучших коллективов - Хор. капелла при Дворце культуры им. Л. Украинки (с 1962) и нар. оркестр баянистов «Трудовые резервы» (с 1955). Имеются Областной дом нар. творчества и Дом художеств. самодеятельности. В 1973 в О. проведена Всесоюзная неделя детской музыки. В 1937 организовано Одесское отделение CК Украины.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия