ПАУЗА (от греч. pausis - прекращение, остановка; лат. silentium или pausa, итал. pausa, франц. silence или pause, англ. silence или rest) - длящийся определённое время перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов муз. произведения, а также нотный знак, обозначающий этот перерыв в звучании. В крупных инстр. сочинениях, ансамблях, хорах и в оперных массовых сценах общий перерыв звучания называется генеральной паузой. Понятие П. представлено уже в античной муз. теории, к-рая рассматривала все неправильные стихотворные строки как укороченные паузами правильные; П. обозначалась знаком ^ (с дополнит. знаками для более долгих пауз); были известны и П., нарушающие определённый метр. В невменной (см. Невмы) и хоральной нотации знаков П. не существовало, однако на определённом этапе развития хоральной нотации грани частей мелодии стали обозначаться разделительной чертой. С возникновением многоголосия эта черта стала знаком короткой паузы неопределённой длины. Дифференцированное по длительности обозначение пауз принесла с собой мензуральная нотация. Ещё в ранний её период (12-13 вв.) для всех употреблявшихся нотных длительностей были введены соответствующие знаки П.: pausa longa perfecta (трёхдольная), pausa longa imperfecta (двухдольная), pausa brevis и semipausa, равная semibrevis; начертания некоторых из них впоследствии претерпели изменения. С введением более мелких нот - minima, semiminima, fusa и semifusa - знаки П., равные их долготе, были заимствованы из табулатурной системы. В 16 в. система обозначений пауз приобрела следующий вид: Паузы мензуральной нотации. В совр. нотном письме употребляются П.: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая, шестьдесятчетвёртая и изредка - бревис, по длительности равная двум целым нотам. Для увеличения длительности П. на 1/2, 1/2 + 1/4, 1/2 + 1/4 + 1/8 и т. д., как и для увеличения длительности ноты, применяются точки. Пауза в целый такт, независимо от его размера, обозначается знаком П., равной целой ноте. П. в 2-4 такта обозначаются с помощью заимствованных из мензуральной нотации знаков, П., равные большему числу тактов,- через последования этих знаков или же с помощью особых знаков протяжённой паузы с проставленными над ними цифрами соответственно числу тактов паузы. Паузы современной нотации. Если первоначально П. по преимуществу обозначали членение мелодич. голоса, постепенно они начали применяться и внутри мелодич. образований, став важным выразит. средством. Как указывал X. Риман, такая пауза имеет не «нулевое», а «отрицательное» значение, существенно влияя на выразительность предшествующих и последующих муз. построений. Примерами выразит. пауз могут служить многие образцы классич. музыки, напр. «тема судьбы» из 1-й части 5-й симфонии Бетховена, где П. углубляет драматич. характер музыки, или мелодия романса «Средь шумного бала» Чайковского, где оттенок взволнованного прерывистого дыхания во многом связан с использованием пауз. См. Мензуральная нотация, Ритм. В др.-рус. муз. теории в период перехода от крюковой нотации к квадратной существовала своя система обозначения пауз: една - целая, ес (или эс) - половинная, полъес (полъэс)- четвертная, сеп или сема - восьмая; друга - два такта; третья - три такта, чварта - четыре такта и т. д.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия