ПЕРСИКЕТТИ (Persichetti) Винсент (р. 6 VI 1915, Филадельфия) - американский композитор. Чл. Нац. академии литературы и искусства. Музыкой занимался с раннего детства, играл в школьном оркестре, выступал как органист. С 15 лет служил органистом и муз. рук. реформистской церкви св. Марка, затем - пресвитерианской церкви (1932-48) в Филадельфии. Учился у Р. К. Миллера (композиция), Р. Комбса и А. Джонаса (фп.) в муз. колледже Комбса; руководил оркестром колледжа. Учился дирижированию у Ф. Райнера в Муз. институте Кёртис (1936-38), у О. Самаровой (фп.) и П. Нордофа (композиция) в консерватории (1939-41; окончил в 1945) в Филадельфии. Одноврем. (1942-43) совершенствовался у Р. Харриса на летних курсах Колорадского колледжа. В 1939-42 возглавлял отделение композиции в колледже Комбса. В 1942-62 руководил композиторским отд. Филадельфийской консерватории. С 1947 преподавал на композиторском отд. в Джульярдской муз. школе в Нью-Йорке (с 1948 рук.). С 1952 П.- гл. консультант муз. издательства «Элкан-Фогел» в Филадельфии. П. получил известность после исп. в 1945 Филадельфийским орк. под упр. Ю. Орманди его «Басен» (6-частной сюиты по басням Эзопа для чтеца с оркестром). Успех последующих соч. (симф., камерные, хор. и фп.) сделал П. одним из ведущих амер. композиторов (его соч. исполняются и в др. странах). Получил ряд премий за свои произв. Помимо творч. и педагогич. работы, П. выступает как муз. писатель, критик, лектор, дирижёр и пианист - исполнитель собств. соч. и произв. др. совр. композиторов (часто совм. с женой - пианисткой Доротеей П.). Музыка П. отличается структурной ясностью, динамичностью, связанной с постоянной интенсивной ритмич. трансформацией муз. ткани. Мелодич. материал, яркий и характерный, развёртывается свободно и пластично; особое значение имеет начальное мотивное образование, в котором заложены осн. ритмо-интонационные элементы. Гармонич. язык преим. политонален, звуковая ткань сохраняет прозрачность даже в моменты максимального напряжения. П. виртуозно использует возможности голосов и инструментов; в своих произв. (ок. 200) непринуждённо сочетает разл. виды техники (от неоклассицистической до серийной).
Соч.: для орк. - 9 симфоний (1942, 1942, 1947; 4-я и 5-я для струн. орк., 1954; 6-я для бэнда, 1956; 1958, 1967, 9-я - Яникулюм, 1971), Танц. увертюра (Dance overture, 1948), Волшебная сказка (Fairy tale, 1950), Серенада No 5 (1950), Послание Линкольна (Lincoln's address, для чтеца с орк., 1972); Introit для струн. орк. (1963); для инструмента с орк.: 2 фп. концерта (1946, 1964), пьеса Опустошённые люди (Hollow men) для трубы (1946); Концертино для фп. (1945); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1941), сюита для скр. и влч. (1940), Фантазия (Fantasia, 1939) и Маски (Masks, 1961, для скр. и фп.), вокализ для влч. и фп. (1945), Инфанта Марина (Infanta Marina, для альта и фп., 1960); струн. квартеты (1939, 1944, 1959, 1975), фп. квинтеты (1940, 1955), концерт для фп. и струн. квартета (1949), пьесы - Король Лир (для дух. квинтета, литавр и фп., 1949), Пастораль для дух. квинтета (1945), 13 серенад для разл. составов (1929- 1962), Притчи (Parables, 15 произв. для разл. солирующих инструментов и камерно-инстр. ансамблей, 1965-1976); для хора с орк.- оратория Творение (Creation, 1970), Месса (1960), Stabat Mater (1963), Те Deum (1964); для хора (с органом) - Магнификат (1940), Гимны и респонсории на весь церковный год (Hymns and responces of the church year, 1955), кантаты - Зимняя (Winter cantata, для жен. хора с фп.), Весенняя (Spring cantata, для жен. хора с фл. и маримбой, обе - 1964), Плеяды (Pleyades, для хора, трубы и струн. орк., 1966); хоры a cappella - 2 китайские песни (Two Chinese songs, 1945), 3 канона (1947), Пословица (Proverb, 1952), Стремись к вершине (Seek the Highest, 1956), Песнь о мире (Song of peace, 1957), Торжества (Celebrations, 1965), 4 хора на сл. Э. Э. Каммингса (1966); для бэнда - Дивертисмент (1950), хоральная прелюдия Как ясен свет звезды (So pure the star, 1954), Багатели (1957), псалм (195S), серенада (1959), Маскарад (Mascarade, 1965), Притча (Parable, 1975); для фп. - 11 сонат (1939-1965), 6 сонатин, поэмы (3 тетради), Процессии (Parades, 1948), Вариации для альбома (1952), Маленькая тетрадь (The Little piano book, 1953); для 2 фп. - соната (1952), Концертино (1956); концерт для фп. в 4 руки (1952); сонаты - для скр. соло (1940), влч. соло (1952), для клавесина (1951), органа (1961); для голоса с фп. - циклы песен на сл. Э. Э. Каммингса (1940), Фисгармония (Harmonium, 20 песен на сл. У. Стивенса, 1951), песни на сл. С. Тиздейл (1953), К. Сэндберга (1956), Дж. Джойса (1957), Дж. X. Беллока (1960), Р. Фроста (1962), Э. Дикинсон (1964) и ад.; музыка к балетным пост. М. Грэхем «И тогда…» (Then One Day, 1939) и «Лик боли» (The Eyes of Anguish, 1950). Лит. соч.: William Schuman, N. Y., 1954 (совм. с F. R. Schreiber); Twentieth-century harmony. Creative aspects and practice, N. Y., 1961.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия