ПЕТРОВ Анатолий Викторович [р. 1(14) VII 1913, с. Черкизово, ныне в черте Москвы] - сов. гобоист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1969). Чл. КПСС с 1960. В 1929-34 занимался в Муз. техникуме им. М. П. Мусоргского. В 1979 экстерном окончил Моск. консерваторию. С 1934 артист оркестра Большого театра, в 1937-1972 - Гос. симф. оркестра СССР (с 1942 1-й гобоист). Выступал в концертах как солист и в ансамблях со скрипачами Л. Б. Коганом, Г. В. Бариновой, пианисткой М. И. Гринберг. П. первым в СССР ввёл в исполнит. практику гобой франц. системы вместо нем. инструмента. Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1941, Москва). С 1957 преподаёт в Моск. консерватории (с 1980 доцент).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПЕТРОВ Андрей Павлович (р. 2 IX 1930, Ленинград) - советский композитор. Нар. арт. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1957. Деп. Верх. Совета РСФСР 7-го и 8-го созывов. В 1954 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у О. А. Евлахова. С 1964 пред. правления Ленингр. организации CК РСФСР. Творчество П. охватывает разл. муз. жанры. Для него характерно оптимистич., гармоничное восприятие действительности, стремление к её философскому осмыслению. Наряду с совр. темой (симф. соч. «Песни наших дней», «Поэма памяти погибших в годы блокады Ленинграда», балет «Берег надежды») П. обращается к историч. прошлому (опера «Пётр Первый»), легендарной тематике (балет «Сотворение мира»), сюжетам классич. литературы (симф. поэма «Радда и Лойко»). В симфонической, театральной музыке композитор использует песенные интонации, а песням П., принесшим ему широкую известность, и эстр. музыке свойственно развитие, идущее от опыта работы в области крупной формы. Гос. пр. СССР (1967, 1976).
Соч.: опера - Пётр Первый (1975, Ленингр. театр оперы и балета); балеты - Станционный смотритель (по повести А. С. Пушкина, 1956, силами Ленингр. хореографич. уч-ща на сцене Ленингр. театра оперы и балета), Берег надежды (1959, Ленингр. театр оперы и балета), Сотворение мира (1971, там же); оперетты - Жили три студента (совм. с А. А. Черновым, 1961, Ленингр. театр муз. комедии), Мы хотим танцевать (В ритме сердца, 1967, там же); для орк. - симф. поэма Радда и Лойко (по М. Горькому, 1954), Праздничная увертюра (1955), симф. цикл Песни наших дней (1964); Поэма памяти погибших в годы блокады Ленинграда (для органа, струнных, 4 труб. 2 фп. и ударных, 1966); для голоса с орк. - поэмы Последняя ночь (сл. В. Б. Азарова, 1957), Поэма о пионерке (сл. Э. Г. Багрицкого, 1958), вок.-симф. фрески Пётр Первый (сл. Н. Д. Касаткиной и В. В. Васильева, 1972); для голоса с фп. - цикл Простые песни (сл. Дж. Родари, 8 песен, 1956), Пять весёлых песен (на сл. сов. поэтов, 1961), Патетическая поэма (памяти В. И. Ленина, для баса, 2 фп. и ударных, на сл. сов. поэтов, 1970); эстр. песни - Баллада о рыбаке (из фильма «Человек-амфибия», сл. Ю. В. Друниной, 1960), Песня о друге (из фильма «Путь к причалу», сл. Г. Поженяна, 1961), Звезды в кондукторской сумке (сл. Л. В. Куклина, 1962), Я шагаю по Москве (из одноим. фильма, сл. Г. Ф. Шпаликова, 1962), Голубые города (из фильма «Два воскресенья», сл. Куклина, 1962), На кургане (из фильма «Принимаю бой», сл. Друниной, 1963), А люди уходят в море (сл. Ю. И. Панкратова, 1965), Песня о моей стране (сл. Г. Я. Горбовского, 1972) и др.; музыка к фильмам (ок. 20), в т. ч. «Человек-амфибия» (1962), «Путь к причалу» (1962), «Я шагаю по Москве» (1963), «Берегись автомобиля» (1966), «Укрощение огня» (1973), «Синяя птица» (1976), «Белый Бим, чёрное ухо», «Служебный роман» (оба - 1977) и др.; музыка к спектаклям драм. театра; для эстр. орк. - пьесы Тройка, Русский сувенир, Новый скрипач в оркестре и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПЕТРОВ Василий Родионович [28 II (12 III) 1875, с. Алексеевка, ныне Харьковской обл. - 4 V 1937, Москва] - советский певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1933). Юношей пел в церк. хорах, затем работал в укр. оперной труппе Суходольского. В 1902 окончил Моск. консерваторию по классу пения у А. И. Барцала. В том же году дебютировал в партии Мельника в Большом театре, где работал до конца жизни. Выдающийся представитель сов. вок. культуры, П. обладал редким по мощности, диапазону и красоте тембра голосом, создавал яркие, глубоко правдивые сценич. образы. В его репертуаре было св. 80 оперных партий, среди которых - Кончак, Галицкий, Руслан, Пимен, Досифей; Король Треф («Любовь к трём апельсинам» Прокофьева, первый исполнитель на моск. сцене, 1927), Мефистофель («Фауст»), Марсель («Гугеноты»), Вотан («Валькирия»). Вёл большую конц. деятельность, участвовал в исп. «Страстей по Матфею» Баха, Реквиема Моцарта, 9-й симфонии Бетховена. В 1925-29 был вок. рук. Оперного театра им. Станиславского, в 1935-37 - Оперной студии Большого театра. В последние годы жизни преподавал в Моск. муз. техникуме им. Глазунова. Гастролировал за рубежом (Германия, Монте-Карло, Великобритания).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПЕТРОВ Владимир Николаевич (р. 6 II 1926, Москва) - советский певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. РСФСР (1976). В 1956 окончил Моск. консерваторию по классу пения у С. П. Юдина. В 1945-50 солист воен. ансамбля песни и пляски, с 1956 - Большого театра. В 1962-63 стажировался в миланском театре «Ла Скала». Партии: Голицын («Хованщина»), Садко, Гришка Кутерьма, Самозванец, Финн, Дон Карлос; Джалиль («Джалиль» Жиганова), Пьер и Семён Котко («Война и мир» и «Семён Котко» Прокофьева), Каховский («Декабристы» Шапорина) и др. В составе оперной труппы Большого театра выступал за рубежом.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПЕТРОВ Иван Васильевич [31 V (13 VI) 1906, станция Абрамовка Воронежской обл. - 1 VI 1975, Иваново, похоронен в Москве] - сов. воен. дирижёр, педагог, композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1958). Генерал-майор (1954). Чл. КПСС с 1928. В 1934 окончил Воронежский муз. техникум по классу трубы у Д. В. Ямпольского, в 1936 воен.-дирижёрский ф-т Моск. консерватории (ученик Г. А. Столярова и Л. П. Штейнберга, у которого занимался по симф. дирижированию). С 1936 воен. дирижёр оркестра особой кавалерийской бригады, с 1941 - оркестра Воен.-политич. академии им. Ленина. В 1944-50 нач. Высшего уч-ща воен. дирижёров, в 1950-54 инспектор оркестров Сов. Армии, в 1954-58 нач. воен.-орк. службы Мин-ва обороны СССР, гл. дирижёр Сов. Армии и худ. рук. Отдельного Показательного оркестра Мин-ва обороны СССР. В 1958-63 нач. воен.-орк. службы и худ. рук. оркестра штаба Одесского воен. округа, в 1963-64 - оркестра штаба Сев. группы войск, в 1970-74 гл. дирижёр и худ. рук. Гос. дух. оркестра РСФСР В 1964-75 пред. комиссии дух. музыки Моск. отделения CК РСФСР. Пропагандист сов. дух. музыки, П. много сделал для развития воен. оркестров Сов. Армии и высшего воен.-муз. образования. Инициатор создания и первый исполнитель 19-й симфонии Н. Я. Мясковского для дух. оркестра. Исполнительскому искусству П. свойственны яркая эмоциональность, технич. отточенность, глубина интерпретации. В концертах руководимых им оркестров выступали Л. Н. Оборин, Д. Ф. Ойстрах, С. Т. Рихтер, И. С. Козловский и др. Автор св. 20 маршей. Инструментовал мн. соч. для дух. оркестра. С 1944 вёл педагогич. работу (с 1957 профессор). В 1958-63 преподавал в Одесской консерватории (класс дирижирования), с 1964 - на воен.-дирижёрском ф-те Моск. консерватории. Его ученики - Д. Ю. Тюлин, В. И. Петров, А. В. Мальцев, В. А. Тарасов и др.
Соч.: Встречные марши; марши - Строевой, Родной край, Русский, Суворовец, Знамя борьбы, Боевые годы (посв. Маршалу Сов. Союза Г. К. Жукову), Украина, Россия, В знак дружбы (Большая золотая медаль фестиваля в Ростоке, ГДР, 1970), Торжественный марш (посв. Н. Я. Мясковскому); песни - Гимн Ленину и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПЕТРОВ Иван Иванович (наст. фам. - Краузе) (р. 29 II 1920, Иркутск) - советский певец (бас). Нар. арт. СССР (1959). В 1943 окончил Моск. муз. уч-ще им. Глазунова по классу пения у А. К. Минеева. Одноврем. с учёбой выступал в спектаклях Ансамбля оперы под рук. И. С. Козловского. В 1943 дебютировал в Большом театре, где работал до 1970. Голос П. сильный, бархатного тембра. Певцу присуще большое мастерство сценич. перевоплощения. Партии: Борис Годунов, Кочубей (Гос. пр. СССР, 1950), Досифей (Гос. пр. СССР, 1951), Руслан, Гремин, Кончак, Сусацин; Ерёмка («Вражья сила»), Мефистофель («Фауст»), Дон Базилио («Севильский цирюльник»), Нилаканта и др. П.- первый исполнитель нa сов. сцене партий Морозко («Морозко» Красева, 1950), Бестужева («Декабристы» Шапорина, 1953). Ведёт широкую конц. деятельность. Гастролировал за рубежом (Франция, Великобритания, Югославия, Финляндия, Бельгия, Чехословакия, ФРГ, Румыния, Италия, США, Испания и др.). Снимался в фильмах «Евгений Онегин» и «Всадник без головы».
Соч.: Мои зарубежные гастроли, «МЖ», 1964, No 13; Миланский дневник, там же, 1965, No 2-3.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПЕТРОВ Николай Арнольдович (р. 14 IV 1943, Москва)- сов. пианист. Засл. арт. РСФСР (1975). Внук певца В. Р. Петрова. Окончил Моск. консерваторию в 1967 по классу фп. у Я. И. Зака, в 1969 под его рук. - аспирантуру. Лауреат Междунар. конкурсов пианистов им. В. Клиберна в Форт-Уэрте (США, 1962, 2-я пр.) и им. бельгийской королевы Елизаветы в Брюсселе (1964, 2-я пр.). С 1966 солист Моск. филармонии. Гастролирует за рубежом (Великобритания, Бельгия, Болгария, Нидерланды, Канада, Польша, США, Турция, ФРГ, Япония и др.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПЕТРОВ Осип Афанасьевич [по уточнённым данным, 3 (15) XI 1807, Елизаветград, ныне Кировоград -27 II (11 III) 1878, Петербург] - рус певец (бас). В детстве играл на балалайке, гитаре, затем на флейте, кларнете, фаготе, контрабасе. В юности пел в церк. хоре. Нотной грамоте обучался у воен. капельмейстера Бехмана. Дебютировал в 1826 в труппе Жураховского в Елизаветграде (опера-водевиль «Казак-стихотворец» Кавоса), затем перешёл в труппу И. Ф. Штейна, гастролировавшую на Юге России. Уже в эти годы проявилась разносторонность артистич. таланта П. (выступал в опереттах, драмах, трагедиях). Большое значение для него имело творч. общение с М. С. Щепкиным в Полтаве, способствовавшее созданию П. живых полнокровных образов. В 1830 по приглашению оперного реж. М. С. Лебедева приехал в Петербург, занимался у К. А. Кавоса (пение). В этом же году впервые выступил (партия Зарастро, «Волшебная флейта») на Петерб. оперной сцене (вначале пел на сцене Большого театра, с сер. 50-х гг. - Театра-цирка, с 1860 - Мариинского театра), где прослужил до 1878. Здесь создал яркие образы в операх зап.-европ. композиторов - Цампа, Бертрам, Ассур, Каспар («Цампа» Герольда, «Роберт-Дьявол»; «Семирамида» Россини, «Вольный стрелок»). Успешно пел в спектаклях итал. оперы, демонстрируя высокий уровень рус. исполнит. искусства («Сомнамбула», «Пуритане» Беллини, «Лючия ди Ламмермур», «Севильский цирюльник», «Дон Жуан» и др.). Новый этап в творч. деятельности П. связан с операми М. И. Глинки «Иван Сусанин» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842). Был первым и выдающимся исполнителем партий Сусанина и Руслана, а позднее неподражаемым Фарлафом. В этих партиях раскрылось дарование артиста - творца ярко нац., реалистич. образов. П. создал традицию сценич. образа Сусанина. Роль Сусанина Глинка предназначал П. (композитор работал с ним над партией; составил для певца вок. упражнения). Сложнейшая для исп. партия Руслана написана в расчёте на феноменальный голос П. Общение с Глинкой и позже с М. П. Мусоргским расширило художеств. кругозор П. и способствовало дальнейшему развитию реалистич. тенденций в его творчестве. Был также первым исполнителем партий Мельника (1856), Лепорелло («Каменный гость», 1872), Ивана Грозного («Псковитянка», 1873), Варлаама (1874), создав высокохудожеств. образы. Голос П. отличался мощью звучания, широтой диапазона (одинаково доступными певцу были басовые и баритоновые партии), богатством красок, подвижностью и ровностью во всех регистрах. Задушевное пение, совершенное владение речитативом, выдающееся актёрское мастерство помогали П. передавать разнообразные человеческие характеры, глубоко раскрывать воплощаемые им образы. П. был также тонким интерпретатором романсов Глинки, А. С. Даргомыжского, Мусоргского. Исполнит. деятельность П., создателя рус. вок.-сценич. школы, - значит. этап в развитии рус. нац. оперы.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПЕТРОВ Стоян Василев (р. 19 VIII 1916, София) - болгарский музыковед. В 1943 окончил Муз. академию в Софии, совершенствовался в аспирантуре Моск. консерватории под рук. Р. И. Грубера (1949-53). В 1945-49 рук. редакции нар. музыки, затем муз. отдела Софийского радио; в 1954-56 нач. Отдела училищ искусства Мин-ва культуры Болгарии. С 1956 преподаёт в Болг. консерватории. Секретарь Союза болгарский композиторов (1958-62). Автор ряда фундаментальных исследований по истории болг. музыки и фольклора, а также статей по проблемам современного музыкального творчества.
Соч.: Очерки по история на българската музикална култура, т. 1, София, 1959; Българската народна песен през нековете, София, 1961; За някои нови и неизползвани методически похвати из изследоване музикалния фолклор в България и другите балкански страни, «Българска музика», 1966, No 6; Размисли от едно пътуване в Средна и Западна Европа, там же, 1968, No 5-6, 1969, No 4; Старобългарски музикални паметници, София, 1973 (совм. с X. Кодовым); Народни песни от Барцигово, София, 1976.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПЕТРОВ Юрий Владимирович (р. 7 I 1930, Ленинград) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1978). Засл. деят. искусств Азерб. ССР (1963). Чл. КПСС с 1960. В 1954 окончил Моск. консерваторию у В. П. Степанова, в 1962 - аспирантуру при ней у А. В. Свешникова. С 1949 работал хормейстером в разл. коллективах, в т.ч. в Азерб. театре оперы и балета (1955-58). В 1958-65 худ. рук. ансамбля песни и пляски Бакинского воен. округа, с 1965 гл. хормейстер Краснознамённого ансамбля песни и пляски Сов. Армии им. А. В. Александрова. В 1955-65 преподавал хор. дирижирование в Бакинской консерватории (с 1962 зав. кафедрой, доцент).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия