ПЕВЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ (праздники песен) - в СССР традиц. массовые выступления самодеят. и проф. хор. коллективов, часто приурочиваемые к дате определённого обществ. или политич. события. Программа П. п. обычно рассчитана на неск. дней и включает произв. хор. классики и совр. композиторов, песни и обработки нар. песен. Кроме хоров, в П. п. принимают участие симф. и дух. оркестры, оркестры нар. инструментов, танц. коллективы и солисты. П. п. бывают городские, районные, областные и республиканские. Наибольшего размаха П. п. достигли в Прибалтике, где они систематически проводятся со 2-й пол. 19 в.; начиная с 1950 респ. массовые смотры проходят каждые 5 лет (в них участвуют лучшие коллективы республики). Наряду с выступлениями хоров, регулярно проводятся смотры массового нар. танца. В Эстонии 1-й (всеобщий) П. п. состоялся в 1869 в Тарту, в парке Рессурзи. В нём приняли участие 46 муж. хоров (789 чел.) и 5 дух. оркестров (56 чел.). Дирижировали И. В. Янсен, А. Кунилейд и Д. О. Виркхаус. На этом П. п. заложена традиция соревнования хоров (в нём участвовали 22 хора - 1-ю пр. и золотой диплом завоевал хор общества «Эстония»). 2-й (1879, Тарту), 3-й (1880, Таллин), 4-й и 5-й (1891 и 1894, Тарту) П. п. отличались ещё большим масштабом. Начиная с 6-го (1896) П. п. проводятся в Таллине. В числе участников 7-го П. п. (1910)- смешанные хоры (7150 чел.), муж. хоры (1860 чел.); 1350 музыкантов входило в состав дух. оркестров. На этом П. п. впервые выступили детские хоры (1740 чел.). Среди участников были эст. хоры из Петербурга и Кронштадта. Первые П. п. в Эстонии имели большое значение для развития проф. музыки и превратились в своеобразные смотры достижений нац. культуры. С целью активизировать муз. деятельность эстонцев, проживающих в др. районах России, Петерб. эст. просветит. общество организовало в 1912 в Нарве Эст. всероссийский П. п., в котором приняли участие ок. 5000 певцов. В 1914 в Сухуми провели П. п. эстонцы, проживающие на территории Крыма и Кавказа. 8-й (1923), 9-й (1928), 10-й (1933) и 11-й (1938, впервые участвовали жен. хоры) П. п. проводились во время бурж. режима. С 1928 эст. П. п. проходят на Певческом поле в Кадриорге (Таллин). Особенно широкий размах П. п. получили после восстановления в Эстонии Сов. власти. Значительно увеличилось количество участников (в 1947 на 12-м П. п. - 28 080 чел.), повысился художеств. уровень исполнительства. В программах наряду с эстонскими звучали песни народов др. республик. Начиная с 12-го П. п. их организацией и проведением руководит гл. дирижёр П. п. - Г. Г. Эрнесакс. С 13-го (1950; 30 700 участников) П. п. приурочиваются к празднованию годовщины Сов. Эстонии. К 15-му П. п. (1960) на Певческом поле была построена уникальная сцена (арх. А. Котли), вмещающая 30 000 чел.; в этом празднике впервые приняли участие хоры мальчиков. 17-м (1969), юбилейным, было отмечено 100-летие П. п. в Эстонии. Сводными симф. оркестрами (372 чел.) дирижировал Н. Ярви. Среди дирижёров эст. П. п.- Ю. Варисте, Л. Берлин, Т. Веттик, Л. Вигла, X. Каль-юсте, Ю. Кяэрамеэс, К. Лейнус, Р. Ритсинг, Ю. Симм. По инициативе студентов и педагогов Тартуского университета с 1956 проводятся П. п. студентов с участием представителей от РСФСР, Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и др. республик (1958, Рига; 1967, Тарту; 1968, Вильнюс; 1971, Рига и Огре; 1974, Тарту). С 1962 через каждые 5 лет проходят респ. П. п. школьников, посв. годовщине пионерской организации СССР (в 1972 в Таллине состоялся респ. праздник песни и танца школьников Эстонии, посв. также и 50-летию образования СССР). В Латвии 1-й П. п. (всеобщий) был проведён в 1873 в Риге; в нём приняли участие 45 хоров (1003 чел.) и дух. оркестр (16 музыкантов). Среди хоров преобладали мужские. Программа П. п. состояла из духовного концерта в Домском соборе и праздничного - в Царском саду (ныне сад «Виестура»). На этом празднике зародилась одна из традиций всех последующих П. п. - «война песен» (состязание хоров). Дальнейшие П. п. стали стимулом в развитии проф. муз. творчества и свидетельствовали о непрерывном росте латв. хор. культуры. Для 2-го П. п. (1880) по проекту арх. Я. Бауманиса было возведено спец. сооружение, вмещающее одноврем. 2000 певцов и 12 000 слушателей. Начиная с 3-го П. п. (1888) в программу стали включаться новые симф. и вок.-симф. произв. латв. композиторов. 4-й П. п. (1895) состоялся в Елгаве; 5-й предполагалось провести в 1904, но из-за рус.-япон. войны этот П. п. прошёл лишь летом 1910. 6-й (1926), 7-й (1931), 8-й (1933), 9-й (1938) П. п. были проведены в период бурж. режима. В полной мере всенародный и демократич. характер П. п. получили после восстановления в Латвии Сов. власти. 1-й сов. П. п. состоялся в 1948; в нём участвовало более 20 000 певцов. На этом П. п. звучали и детские голоса, а также установилась новая для латв. праздников традиция - участие танц. коллективов. Исполненная на празднике песня П. Барисона на сл. А. Скалбе «День большой настал для песни» стала впоследствии муз. эмблемой П. п. Сов. Латвии. С 1955 П. п. проходят на специально построенной эстраде (вмещает 10 000 исполнителей) в Межапарке, на берегу живописного оз. Кишэзерс. 7-й сов. П. п. (1973) был приурочен к 100-летию 1-го латв. праздника. В эти дни в саду «Виестура» состоялось открытие мемориального ансамбля (бронзовые барельефы семи композиторов, с именами которых неразрывно связаны история П. п. в Латвии и становление нац. муз. культуры, - Я. Цимзе, А. Юрьян, В. Витол, Э. Дарзинь, Э. Мелнгайлис, А. Калнинь, Б. Барисон). Скульптурный ансамбль выполнен лауреатом Ленинской пр. Л. В. Буковским и гл. художником Риги Г. Бауманисом. С 1960 устраиваются спец. П. п. школьников. Среди дирижёров латв. П. п. - Э. и Л. Вигнеры, Д. Гайлис, П. Иозуус, И. и Г. Кокар, Т. Калнинь, Е. Мединь, X. Меднис, Э. Мелнгайлис, Я. Озолинь, Т. Рейтер, А. Юрьян. В Литве 1-й (всеобщий) П. п. был проведён в 1924. В нём приняли участие 77 хоров (ок. 3000 чел.) и сводный дух. оркестр (120 музыкантов). Дирижировали Ю. Науялис, С. Шимкус, Ю. Штарка. Первые 3 литов. П. п. (2-й - 1928; 3-й - 1930) проходили в Каунасе (было проведено также неск. районных П. п.). В 1946 в Вильнюсе состоялся 1-й П. п. Сов. Литвы; в нём участвовало 188 хоров (12 231 чел.). 2-й праздник песни и танца (1950) был приурочен к 10-летию Сов. Литвы и отличался ещё большей массовостью (24 000 певцов, более 1000 танцоров, дух. оркестр и ансамбли литов. нар. инструментов - скудучяй). На этом П. п. выступили 7-тысячный сводный детский хор и 15-тысячный жен. хор a cappella. На 4-м П. п. (1960) массовый хор состоял из 18 571 чел. В празднике приняли участие детские хоры, танцоры, дух. оркестры, сельская инстр. капелла (827 чел.). Наряду с литовскими звучали рус, белорус, латв., польские нар. песни, исполнялись танцы разных народов. К этому П. п. была сооружена спец. певческая эстрада. На 5-м П. п. (1965) принимали участие смешанный хор (18 000 певцов), 6230 танцоров, объединённый дух. оркестр (1400 чел.) и др. муз. коллективы. В 1975 на 6-м П. п. состоялся концерт нар. ансамблей песни и танца (св. 10 000 чел.) с участием рус, белорус. и польских самодеят. коллективов. В 1963 проведён слёт муж. хоров, а в 1964 состоялся 1-й респ. П. п. школьной молодёжи, в котором участвовали 15 000 певцов, 5000 танцоров, 250 музыкантов симфонического оркестра, 1050 исполнителей ансамбля скудучяй и ок. 400 аккордеонистов. Среди дирижёров литов. П. п.- К. Кавецкас, Я. Швядас, Б. Дварионас. Начиная с 1956 проводятся межреспубликанские праздники молодёжи Сов. Прибалтики. Широкое распространение получили П. п. после 1946 и в др. республиках СССР, в т. ч. Укр. ССР, республиках Ср. Азии и Закавказья (массовые празднества состоялись в Самарканде, Фергане, Термезе, Андижане, в городе узб. нефтяников Ленинске, Нукусе) и др. С 1960 П. п. ежегодно проводятся в Москве. Открытие 1-го моск. П. п. (12 июня 1960) состоялось у здания Моск. консерватории. В состав сводного хора вошли певцы хора Всесоюзного радио, Респ. рус. хор. капеллы и Моск. хора. Под рук. А. В. Свешникова хор исполнил «Песню о Ленине» Холминова, «Патриотическую песнь» Глинки, «Торжественный марш» Чайковского. В этот же час на 40 эстр. площадках города звучали песни о Ленине, Родине, Москве. В празднике приняли участие более 100 самодеят. коллективов, а также хор и оркестр Большого театра СССР, солисты Муз. театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, артисты Моск. театра оперетты, сводный хор (из 80 хоров) под упр. К. Б. Птицы, известные советский композиторы А. П. Долуханян, А. Н. Пахмутова, С. С. Туликов, А. Н. Холминов, Ю. А. Шапорин и др. П. п. играют огромную роль в развитии муз. культуры сов. народа. С ними связано рождение новых хор. и танц. коллективов, создание значит. хор. произв. П. п. способствуют творч. и обществ. активности сов. композиторов, приобщению к муз. искусству широких нар. масс.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия