ПОЛИЛАДОВОСТЬ (от греч. polus - многий и лад) - сложный лад, объединяющий элементы разл. ладов при одной тонике. Одноврем. звучание элементов разных ладов создаёт специфический для П. многокрасочный эффект. С. С. Прокофьев. «Обручение в монастыре», окончание 2-й картины. Этот эффект наиболее отчётлив при ярко выраженной тонике, однако он достижим и при тонике менее определённой, если определённы (напр., диатоничны) смешиваемые ладовые звукоряды: И. Ф. Стравинский. «Весна священная», «Игра двух городов». П. родственна хроматич.-вариантная переменность ступеней в ладах рус. нар. музыки («изменённые ступени» при «хроматизме на расстоянии», А. Д. Кастальский); совмещение их в пределах одной ладовой структуры создаёт возможность и одновременного их звучания. Полиладовые обороты иногда встречаются в позднесредневековой и ренессансной полифонии (Г. де Машо), появляясь под влиянием развивающегося хроматизма (ладовая двухслойность, см. Политональность; musica ficta и musica falsa). Исключит. образец П. 1-й пол. 16 в. - «Еврейский танец» X. Нёйзидлера (приводимый обычно как образец политональности), где настоящая П. применена как спец. выразит. средство (ладовые устои е, h, dis): В эпоху барокко и в классико-романтич. период П. изредка возникает гл. обр. вследствие совмещения разновидностей одного лада (напр., мелодия., натуральных и гармонич. видов минора; у И. С. Баха во 2-й части «Итальянского концерта» и др. ч). П. повсеместно распространена в музыке 20 в., т.к. является естеств. формой функционирования хроматической ладовой системы.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия