ПРИНЦИПАЛ (от лат. principalis - первый, первоначальный, важнейший; нем. Prinzipal, Principal, франц. montre, англ. open diapason, итал. principale, испан. baxoncillo) - главный, осн. орг. регистр. Состоит из открытых лабиальных труб, б.ч. средней (по ширине) мензуры. Форма металлич. (сплав, в котором олова содержится 75% и выше) труб цилиндрическая, деревянных - прямоугольная. Существуют П., изготовляемые из меди (Кupfer-P.). На мануалах диспонируются П. 16' (на больших органах), 8'; вышезвучащие П. часто называются Oktave 4' (франц. Prestant), Oktave 2' (Superoktave, франц. Doublette), Oktave 1'. В больших органах нем. типа на гл. мануале обычно 2 П., из которых 1 деревянный (Holz-P.). Если оба П. металлические, то они интонируются различно. В Англии число П. 8' на главном мануале доходит до 5-6 (в органе лондонского собора св. Павла-5, в ливерпульском кафедральном соборе -6). Педальной клавиатуре приданы металлич. П. 32' (в очень больших органах; самые низкозвучащие трубы делаются иногда из дерева), 16' (Principalbass), 8' (Oktavbass), 4' (Choralbass). Трубы П. чаще располагаются по фасаду (т.н. проспекту) органа; в 16-17 вв. в романских странах они нередко украшались узорами или покрывались красочной живописью. Разновидности П. - широко-мензурный т.н. итальянский П. (Italienisches Р.) с несколько меньшим, чем у нем. П. «вырезом» трубы («ротиком»); узкомензурные (Geigen-P. и Eng-P., Harfen-P.) и др. Разл. оттенки звучания П. достигаются варьированием ширины мензуры, большими или меньшими размерами «ротика», верхней и нижней «губ» (Labium). Разновысотные П. составляют звуковой стержень (ядро, центр) орг. регистрового ансамбля. Такие качества, как полнота и округлость органного тона, его мягкость и певучесть в сочетании с кристально-чистым серебристым звучанием, определяются гл. обр. высоким качеством группы П. (об этом свидетельствуют сохранившиеся органы 18 в., напр. Зильбермановские инструменты в соборе г. Фрейберг и в «Хофкирхе» Дрездена, ГДР). П. в органах 19 в. интонировались слитком грубо, громко; в 20 в. мастера стремятся вернуть П. звуковые качества П. органов 17-18 вв.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия