РЕПИНА Надежда Васильевна [25 IX (7 X) 1809, Москва - 20 X (1 XI) 1867, Москва] - рус. певица (сопрано) и драм. актриса. Род. в семье крепостного музыканта. В 1816-25 занималась в Моск. театр. уч-ще. Пению обучалась у итал. певца Бравура. В муз. развитии Р. принимал участие скрипач, дирижёр и комп. А. С. Гурьянов. Решающее влияние на формирование муз. и сценич. дарования Р. оказал А. Н. Верстовский (впоследствии ставший её мужем). Уже во время занятий в уч-ще Р. начала выступать в театре, с успехом дебютировала в неск. водевилях, а 6 янв. 1825 на открытии здания Большого театра исполнила в прологе «Торжество муз» (с музыкой Верстовского и Алябьева) ответств. роль Калиопы. По окончании уч-ща заняла ведущее положение в театре. С равным успехом выступала в операх, водевилях и драм. спектаклях, но в основном считалась «оперною примадонною». Воспоминания современников говорят о высоком артистич. мастерстве Р., о её необычайном успехе в разнообразных по характеру ролях. Р. обладала великолепным драм. сопрано очень широкого диапазона, задушевным по тембру и отличавшимся большой подвижностью. Одушевлённость и страстность игры сочетались у Р. с продуманностью и тщательной отделкой ролей (учила их «на слух» и, прослушав текст, сразу запоминала его. Также на слух разучивала и вок. партии, предварительно сыгранные ей на скрипке или фортепьяно). Музыкальность и эмоциональность исполнения, наряду с ярким сценич. дарованием, выдвинули Р. в число крупнейших рус. оперных артистов 1-й пол. 19 в. Репертуар Р. был огромным; практически исполняла все ведущие сопрановые партии опер, шедших на сценах казённых моск. театров в 1825-41. Наибольшим успехом пользовалась в «Аскольдовой могиле»; «Фра-Дьяволо» и «Чёрном домино» Обера, «Швейцарском семействе» Вейгля, «Дон Жуане». Выступала во мн. водевилях. Исключит. признание получили в исполнении Р. «Песня Земфиры» («Старый муж, грозный муж») из музыки Верстовского к инсценировке «Цыган» Пушкина (пост. 1832), песня дочери мельника («По камушкам, по жёлтому песочку») из музыки Алябьева к инсценировке «Русалки» Пушкина (пост. 1838), песни сумасшедшей Фионы, написанные к драме А. А. Шаховского «Рославлев» (пост. 1832; две песни Верстовского, одна - А. Е. Варламова). В последний раз Р. выступала в 1841, а затем в расцвете славы оставила сцену. Она сохранила связь с театром, постоянно посещала спектакли, давала советы молодым артистам.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия