СТЕФАНОВИЧ Михаил Павлович [2 (14) II 1898, Киев - 5 VIII 1970, там же] - сов. оперный режиссёр и певец (бас-кантанте). Нар. арт. УССР (1947). Чл. КПСС с 1944. В 1922 окончил Киевскую консерваторию, занимался по классам пения у Е. И. Збруевой и М. В. Микиши, по классу фп. у Ф. М. Блуменфельда. Сценич. деятельность начал в 1919 в Киеве в экспериментальной студии «Молодой оперный театр» под рук. Л. П. Штейнберга. С 1921 выступал в оперных театрах Киева, Одессы, Харькова, Перми, Саратова, Новосибирска, Ташкента. Обладал красивым, мощным голосом обширного диапазона, прекрасной дикцией. Артист яркого драм. дарования, С. создавал психологически правдивые характеры, особое внимание уделяя выразительности пластич. рисунка образа. Среди партий: Борис Годунов, Кончак, Руслан, Досифей, Кочубей, Мельник; Дон Базилио («Севильский цирюльник»), Рамфис («Аида»), Тарас Бульба и Воевода («Тарас Бульба» Лысенко). Как режиссёр выступил в 1928 в Первой передвижной укр. опере. С 1933 художеств. руководитель оперного театра Днепропетровска, затем Харькова, Львова, в 1947-54 гл. режиссёр Укр. театра оперы и балета. Пост. С. отличались масштабностью, чёткостью идейно-образной концепции, вниманием к актёрской индивидуальности певцов, мастерским построением массовых сцен; среди лучших спектаклей - «Аида», «Евгений Онегин» (1938), «В бурю» (1939); «Дочь кардинала» Галеви (1940), «Пиковая дама», «Царская невеста» (1945); «Любовь Яровая» Энке (1946), «Молодая гвардия» (1947, первая пост.), «Иван Сусанин» (1948; Гос. пр. СССР, 1949), «Сказка о царе Салтане», «Фауст» (1949); «Богдан Хмельницкий» Данькевича (1951), «Борис Годунов» (1952), «Князь Игорь» (1954). В 1945-46 преподавал в Харьковской, в 1946-1947 во Львовской консерваториях. В режиссёрской и педагогич. деятельности следовал принципам Вл. И. Немировича-Данченко (под рук. которого проходил в 1937-1938 стажировку в Москве), стремился воплотить идею «поющего актёра».

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия