ТАДЖИКСКАЯ МУЗЫКА. Истоки тадж. муз. культуры уходят в глубь веков. Об этом свидетельствуют археологич. и лит. памятники, искусство вост. миниатюры, а также дошедшие до нас трактаты по музыке. Сохранились воспевающие мифич. героев гимны из лит. памятника «Авесты» (7-5 вв. до н. э.), настенные росписи Пенджикента (7-8 вв.) и терракотовые фигурки музыкантов из Самарканда, а также изображения на серебряных блюдах и чашах, свидетельствующие о музыкальности народов древнего Согда, Бактрии, Уструшаны. Самые ранние из них относятся к 3-2 вв. до н. э. На каменном фризе из Айртама (близ Термеза, 1-2 вв. н. э.) изображён инстр. ансамбль. О муз. инструментах и месте музыки в жизни ср.-век. общества дают представление миниатюры из старинных рукописей 14-16 вв. На одной из иллюстраций к «Шахнаме» воссоздан эпизод игры придв. музыканта Барбада перед Хосровом и Ширин. На миниатюре из списка «Искандернаме» Ахмади (1522-23) показан ансамбль флейтиста и дойриста, сопровождающий танец девушки с кастаньетами. Т. м. одноголосна. Она развивалась как искусство устной традиции в двух руслах - народном и профессиональном. Бытуют сольное вок. исполнительство и исполнительство с аккомпанементом одного инструмента либо инстр. ансамбля (гл. обр. унисонное звучание). Для Т. м. характерны диатонич. лады, звукоряды которых совпадают со звукорядами натуральных ладов. Лад с увеличенной секундой между II и III ступенями особенно распространён на Памире и в Кулябской обл. Опорным остовом мелодии являются I - IV - V ступени, неопорные звуки подвергаются альтерации. Широко применяются разл. мелизмы - форшлаг, глиссандо, а также приём нолб, который заключается в опе-вании одного звука другими, не имеющими точной высоты. Мелодика нар. песни охватывает диапазон от терции до октавы. Увеличение диапазона происходит за счёт опевания крайних звуков и сцепления тетра, пента- и гексахордов. Наибольшим диапазоном и развёрнутой мелодией обладают песни Сев. Таджикистана, близкие по характеру и ладоинтонационному строю к нар. классич. песенности. Распространение получили песни со структурой типа a-b-c-b. В песнях с развёрнутой мелодикой, относящихся к лирич. жанру, схема принимает вид: a-b-c-b-d-b. Каждое построение имеет своё наименование: а - даромад (начало или завязка мелодии), b - бозгуй (повторение), с - миёнаавдж (срединная кульминация), d - авдж (собственно кульминация). При этом мелодии в построениях b, с и d - варианты напева в построении а; варьирование состоит в изменении регистра, лада, в увеличении или уменьшении диапазона. Богата и многообразна метроритмика нар. музыки, во многом определяющая интонац. разнообразие напева. Самый распространённый размер в муз. фольклоре - 6/8, из др. размеров наиболее употребительны 7/8, 2/4, 3/8. Характерны небольшие 2-частные циклы, в которых 1-я часть - песенная, 2-я (уфар) - песенно-танцевальная. Оба раздела объединяются интонац. общностью мелодии при метроритмич. различии. Встречаются и песни, состоящие из 3 контрастных разделов: медленное импровизац. вступление, основная напевная часть и уфар, причём песенные разделы имеют размеры 2/4, 3/4, 3/8, 4/4, а уфар - 6/8, 7/8. Применяются также размеры 5/4, 5/8, 7/4, 3/4 + 3/8 и т. д. Для Памира характерен ритм 8/8 (3/8 + 2/8 + 3/8). Каждый из этих размеров представляет собой особую метро- ритмическую формулу, идущую от усулей (ритмов) дойры. Нар. музыку условно делят на три стиля - северный [Ленинабадская обл.; к сев. стилю приближается муз. культура Бухары и Самарканда (Узб,. ССР), имеющая в то же время свои характерные черты], центральный (Гиссар, Куляб, Гарм) и памирский (Горно-Бадахшанская АО). Нар. музыка включает эпические, трудовые, обрядовые (календарные, свадебные, похоронные и др.), лирич. песни, а также инстр. пьесы. Нар.-героич. поэтич. эпос «Гуругли» пронизан высокой гражданственностью. В его мелодике, развёртывающейся в диапазоне кварты-квинты, повествоват.-речитативные эпизоды чередуются с песенными. Образы героев, а также содержание отд. сцен (сражение воинов, картины свадебного веселья) часто раскрываются в определ. напевах-лейтмотивах. Исполняется «Гуругли» в специфич. горловой манере пения сдавленным звуком. Во время молотьбы, медленно погоняя волов на току, земледелец-дехканин пел печальную, распевную песню майда (др. назв. хуп-хуп). Форма майда складывается из отдельных, порой тематически не связанных между собой лирич. байтов (двустиший), многообразных по содержанию. Диапазон напева ограничен пределами чистых кварты или квинты, с минорным наклонением лада. Обычно напев состоит из одного построения с подвижно-импровизац. метроритмич. тканью. В напеве применяется приём нола. Среди календарных песен, сопровождающих обряд зазывания и прихода весны (гулгардони, бойчечак, сайри гули лола, наврузи), некоторые сохранились в детской песенной традиции. Напев бойчечак - декламац. склада, основан на секундовой попевке. В кульминациях-концовках, падающих на слово «бойчечак», появляются интонации выкрика - условно нисходящая сектовая попевка. В сев. р-нах Таджикистана ещё недавно существовал обряд сайри гули лола (т. н. праздник тюльпанов) - мужчинами исполнялись хор. унисонные песни антифонного склада (накши) - накши калон (большой накш), накшимиёна (средний накш) инакши хурд (малый накш). Эти накши поются и во время «свадебного поезда». Отголоском древнего представления об умирающем и воскресающем божестве поля являются песни жанра ман дог («Я горюю») и «Аллохи Дарвози». Др. тип обрядовых песен - семейно-бытовые (по случаю рождения ребёнка, свадебные, похоронные). Свадебные песни вплетались в «сценарий» обрядов бритья головы жениха (песня «Устои ланги сартарош» - «Хромой мастер-парикмахер»), в др. р-нах - мытья головы и заплетания кос новобрачной, сопровождали «свадебный поезд» молодых (разл. накши, жен. песни ёр-ёр, на Памире - шаомад и др.), свадебное пиршество (танцевальные, лирико-любовные). На жен. половине дома пелись мухаммасы (байты), лирич. песни, сопровождаемые танцами под аккомпанемент дойры. Среди похоронных песен - садр (др. назв. - джахр, самах; на Памире - фалак), песни-плачи и причитания овозандози, гирья, марсия. Напевам этого жанра свойственно обилие нисходящих секунд. Самый распространённый жанр в вок. музыке - лирич. песня, отличающаяся мелодич. распевностью, использованием авджей. Её главная тема - лирико-любовная. Разновидность лирич. песенности - жанр байта. Его муз. структура тесно связана с поэтической: метроритмика напева импульсивно-импровизац. склада, отсутствие развёрнутой мелодич. линии «компенсируется» обилием мелизматич. нюансов. Завершается каждый байт характерной концовкой с возгласами «оя» или «ой» и др. Родственны ему рубоиёт, фалаки (Кулябская обл., Памир). Заметное место занимают песни женщин (на Памире даргилак и булбулик), в т. ч. колыбельные (алла, на Памире - лалайик). Популярны лапары (бадеха) - песни-диалоги юноши и девушки с любовной, шуточной или остросатирич. тематикой. Шуточная песня, сопровождаемая танцем мошоба, бытует в кишлаке Дарх (Сев. Таджикистан). В нач. 20 в. возникают песни гариби (чужбинные), связанные с уходом в города на заработки. В них поётся о тяжком и долгом пути, о разлуке с родным кишлаком, семейным очагом, о невзгодах и одиночестве. Oкт. революция 1917 оказала большое влияние на нар. песнетворчество. На популярные напевы, в т. ч. русские, иранские, азербайджанские и др., исполнялись тексты нового содержания, в т. ч. стихи поэтов С. Айни, А. Лахути, М. Рахими. На собраниях и митингах звучали «Марши хуррият» - «Марш свободы» (сл. С. Айни, на мелодию «Марсельезы»), «Интернационал» (в переводах на тадж. яз. М. Рахими и А. Лахути), песни А. Лахути «Сипохи сурх» - «Красная Армия» (на мелодию «Белая армия, чёрный барон»), «Mo коргарзодаго нем» - «Мы - дети рабочих» (на мелодию «Смело, товарищи, в ногу!»), «Дар кишлоки мо» - «В нашем кишлаке» (на мелодию «Кирпичики»), «Духтари комбинат» - «Девушка с комбината» (на мелодию азерб. нар. песни). Рождались нар. песни с маршевыми ритмами, энергичными квартовыми интонациями, чёткой гармонич. основой - «Пролетарий Бухары», «Песня о Ленине», «Красноармейцы» и др. Среди нар. инструментов: кашгарский рубаб, танбур (плекторные); струнный смычковый гиджак; струнные щипковые - дутор, думбрак; духовые - най, карнай, сурнай, кушнай; чанг (цимбалообразный; чанг язычково-щипковый - женский); ударные - таблак, нагора, дойра, кайрок (каменные кастаньеты), занг (бубенчики); на Памире - сетор, панчтор, бланзиком (струнные щипковые), даф (ударный), тутык (духовой). В совр. нар. музицировании применяются аккордеон, мандолина, тар. Тадж. проф. музыка устной традиции (традиционная музыка) выросла на основе нар. творчества, в постоянном с ним взаимовлиянии и является гор. культурой. Наибольшего расцвета она достигла в крупных центрах Ср. Азии и Хорасана - Герате, Бухаре, Самарканде. Существовали разл. объединения (своеобразные цехи) музыкантов-профессионалов (созанда, мавригихоны, макомисты). Представителями созанда были в основном женщины. Синкретич. искусство созанда сочетало в себе изящные танцы и яркое мелодич. пение. В репертуар входили песни «Уланг», «Ёр-ёре хамдам ёре» («Милая всегда со мной»), «Юсуфи джамолаки ман» («Милая, ты прекрасна»), «Болои Хисор рафта буди» («Ты был в горах Гиссара»), «Хай нозанин» («О, прекрасная»). Одним из центр. номеров был танец «занг». Видные исполнительницы созанда кон. 19 - нач. 20 вв. - Майда, Тилло, Тувои Урус, Михали Каркиги, Кундал, Губур, Ношпоти. Иск-во певцов-мавригихонов по стилю родственно муз. культуре иранцев. Один из ярких представителей мавригихонов 1-й пол. 20 в. - Бакоджон Саадуллоев. В вок. культуре таджиков сложились нац. манеры пения: ишками (брюшное), биниги (носовое) и гулуги (горловое). Вершина классич. муз. искусства тадж. и узб. народов - шашмаком (одно из разветвлений в системе макомата на Востоке в целом; см. Маком) - 6 макомов, объединённых в единый цикл. «Дувоздахмаком» («12 макомов») был распространён у народов Ср. Азии в 11-18 вв. Шашмаком сформировался в Бухаре в 18 в., включает макомы «Бузрук» («Бузург»), «Рост», «Наво», «Дугох», «Сегох» и «Ирок», содержащих по два осн. раздела - инстр. мушкилот и вок. наср. Инстр. раздел состоит из частей тасниф, тарджи, гардун, мухаммас, сакиль. Но в каждом макоме их мелодич. преломление различно. Определяющей является инстр. часть тасниф, её интонационно-мелодич. материал используется и в вок. разделах. В каждой части инстр. раздела макома наличествуют мелодич. построения - хона (тематич. зерно) и бозгуй (повторяющаяся часть мелодии), которые играют решающую роль в формообразовании. Вок. раздел макомов состоит из шу'ба, объединяющихся в две группы. Первая включает сарахбор, талкин, наср, вторая - талкинча, кашкарча, сокинома и уфар и др. Важны в формообразовании шу'ба - намуды - определ. мелодич. построения (Намуди Уззол, Намуди Наво, Намуди Баёт). Нек-рые намуды используются как авджи (Намуди Ушшок) - кульминац. построения, значительные по своей выразительности и протяжённости. Наиболее распространены авджи турк, зебо пари, мухайяр. Осн. муз. инструментами, участвующими в исполнении шашмакома, являются танбур и дойра, используются ансамбли нар. инструментов. Настройка танбура определяет ладовую основу каждого макома. Основополагающим моментом в макомах и в традиц. музыке вообще являются усули, находящиеся в тесной связи с размером стиха классич. поэзии (аруз). В шашмакоме используются газели поэтов-классиков: Рудаки, Хафиза, Хилоли, Джами, Зебуниссо, Мушфики, Бедиля, а также узб. поэтов Навои, Фузули, Машраба и др. Тарона часто исполняют на нар. тексты. Проф. традиц. творчество развивалось как бесписьменное искусство. Однако рукописные источники свидетельствуют о существовании на Востоке нотной письменности (адвор). В 10-13 вв. использовалась табулатура для записи инстр. музыки. Хорезмская табулатура была создана Пехлеван Нияз Мирзабаши Камилом в кон. 19 в. Богатые традиции существуют и в исполнительской сфере. Среди выдающихся исполнителей-инструменталистов и певцов: исполнитель на барбаде Абдуллаббас Бахтиёр (9-10 вв.), флейтист Зилзили Рози (10-11 вв.), девица Ситти Заррин (11 в.), инструменталисты Куль-Мухаммад Уди (15 в.), Хасани Балабони (15 в.), Ахмади Гиджаки (15 в.), Али Кучак Танбури (15 в.), Хасани Наи (15 в.), дутаристы Ходжа Махмуд бин Исхак Шахоби и Юсуф Мавлуди Дутори (16 в.), певец и чангист Дарвеш Али Чанги (17 в.), певец-шашмакомист Борухи Калхоти Самарканди (19 в.) - учитель выдающегося певца Ходжа Абдулазиза Самарканди, шашмакомисты Ота Гиёс и Ота Джалол, певец, знаток классич. музыки из Ходжента Содирхон Бобошарифов (кон. 19 - нач. 20 вв.); шашмакомисты - Домулло Халим Ибадов и Леви Бабаханов, Ф. Шахобов, Ш. Сахибов, Ф. Файзуллаев и др. (20 в.). Среди совр. исполнителей - Б. Исхакова, А. Бобокулов. Шашмаком записан в совр. нотации Б. Файзуллаевым, Ш. Сахибовым, Ф. Шахобовым (1950-67). Обширные сведения о муз. культуре таджиков содержат многочисл. трактаты по музыке. Ко времени образования на территории Ср. Азии гос-ва Саманидов относятся труды выдающихся учёных Бл. Востока и Ср. Азии - «Большой трактат о музыке» («Китоб-ул-мусики-ал-кабир») аль-Фараби (9-10 вв.), «Книга знания» («Донишнома»), «Трактат о музыке» («Рисола фи-л-мусики») Ибн Сины (10-11 вв.). Аль-Фараби первым назвал терции консонансами, а Ибн Сина показал путь перехода от пифагоровых терций к терциям чистого строя. В 13 в. музыкант и теоретик Сафи-уд-дин Абд-аль-Мумин Урмави создал труды «Книга о благородстве» («Рисолат-ун-шарафия») и «Книга о кругах» («Китоб-ал-адвор»), ставшие важной вехой в развитии теории музыки. Ценные комментарии о развитии муз. науки предшествующих поколений содержат энциклопедии «Жемчужина короны [служащая] для блеска порфиры» («Дуррат-ут-тадж-лигуррат- идди-бадж») аш-Ширази (13-14 вв.) и «Драгоценности наук…» («Нафоис ул-фунун фи-ароис ил-уйун») аль-Амули (14 в.). Абдуррахман Джами - выдающийся тадж. поэт и мыслитель 15 в.- создатель известного «Трактата о музыке» («Рисолаи мусики»). Тогда же были созданы «Научные и практические правила [каноны] музыки» («Конуни илми ва амалии мусики») Зайнула-биддина Хусейни, «Собрание мелодий» («Джамеъ ул-алхон») Ходжа Абдулкадира. В этих трактатах исследовались звук, его акустич. свойства, расшифровывались понятия интервала (бу'д), ритма (ика), ритмич. фигур (усуль), мелодии (лахн), звукоряда (джам), лада (джинс, парда, маком), изучалось влияние музыки на душевное состояние человека. Ценные сведения о муз. жизни содержат труды дидактического («Кабус-наме» Унсуралмаали Кайкавуса, 11 в.) и историко-мемуарного характера («Удивительные события» Зайниддина Васифи, 15-16 вв., и «Бабу-наме» Захириддина Бабура, 15-16 вв.). В муз.-теоретич. работах 16-18 вв. приводятся историч. и муз.-этнографич. данные, в т. ч. и сведения о макомах. К наиболее значительным из них относятся труды Кавкаби Бухорои (16 в.). Дарвеш Али Чанги (17 в.) в «Трактате о музыке» приводит список знаменитых музыкантов-теоретиков, исполнителей, педагогов и меценатов. Большое значение придавали музыке поэты, которые часто были также певцами и музыкантами-исполнителями. Основоположник тадж. классич. поэзии Рудаки (9-10 вв.) играл на мн. муз. инструментах, исполнителем макома «Хусравони» был поэт Абутолиб Тохир ибн Мухаммед ал-Хусравони (10 в.). Изобретение разл. муз. инструментов приписывают поэтам. Так, утверждается, что один из первых тадж. поэтов Абухафзи Сугди (8 в.) создал инструмент мусикор (род флейты), Ибн Сина (по др. источникам - Абухафзи Сугди) - шохруд (дух. инструмент), Рудаки изобрёл руд (струн. инструмент), Хусрав Дехлеви (13-14 вв.) - сато (струн. смычковый инструмент). Поэты были также авторами многих вок. произв. Джами сочинял накши; песни Амира Хусрава Дехлеви получили популярность в Сев. и Центр. Индии. Поэты 19 в. Абдулкадир Ходжа Савдо и Ахмад Махмуд Дониш исполняли шашмаком. Установление Сов. власти в Таджикистане явилось новой вехой в развитии муз. культуры. Параллельно с нац. традициями монодич. искусства рождаются жанры многогол. музыки, появляются муз. драма, опера, балет, произв. для симф. оркестра. Создаются муз. уч. заведения: Муз. техникум в Ленинабаде (1929), Художеств. комбинат (школа) в Душанбе (1934), где воспитывались художники, музыканты и танцоры (с 1937 - муз.-балетная школа). Наряду с изучением тадж. нар. и классич. музыки было введено обучение европ. муз. грамоте. Важную роль в этом процессе сыграли музыканты и педагоги - Н. Н. Миронов, А. М. Листопадов, Н. Н. Руднев, С. А. Баласанян, А. С. Ленский, С. Ю. Урбах, В. Шарф, Д. С. Айрапетянц, Г. Бахор, X. Назаров, М. Калантаров, А. Ардобус, Л. Г. Кауфман, П. С. Мирошниченко, Е. А. Прокофьев-Ивашкин, Э. П. Будкевич и др. В 1929 в Душанбе открылся драм. театр, из состава которого в 1934 выделилась муз. труппа, ставящая муз. драмы (см. Таджикский театр оперы и балета). Одна из значительных пост. - «Восе» Баласаняна по пьесе Г. Абдулло (1937) - построена на нар. мелодиях. Большим событием стало муз. представление «Лола» Баласаняна и Урбаха (1939) на тексты Лахути. В 1939 состоялась премьера первой тадж. оперы «Шуриши Восе» («Восстание Восе») Баласаняна (либр. А. Дехоти и М. Турсун-заде), отразившей историч. события 1885 в Бальджуане. В 1941 показан первый тадж. балет «Ду гуль» («Две розы») Ленского - о жизни народа в период борьбы с басмачеством. Музыка балета основана на фольклорном материале и носит дивертисментный характер. В 1938 создана Тадж. филармония, в к-рую вошли оркестр нар. инструментов (1937), ансамбль рубабисток (1940), ансамбль песни и танца (1940), памирские этнографический и детский ансамбли (1940). Организованы н.-и. (фольклорный) кабинет музыки (1938), Союз композиторов Тадж. ССР (1940). В годы Великой Отечеств. войны композиторы создали произв., отразившие борьбу сов. народа с фашизмом. В их числе - муз. комедия «Розия» Баласаняна и З. Шахиди, муз. драма «Песня гнева» Баласаняна (обе пост. в 1942), песни З. Шахиди, Ф. Салиева, Ш. Бобокалонова, Н. Пулатова. Событием в муз. жизни явилась постановка в Хорогском обл. театре муз. спектакля «Золотой кишлак» И. О. Рогальского (1944) по пьесе М. Миршакара; эта муз. драма стала первым многогол. произв., созданным на основе памирского фольклора. В 1946 создан Гос. гимн Тадж. ССР (сл. A. Лахути, музыка С. А. Юдакова). 2-я пол. 40-х и 50-е гг. знаменательны появлением ряда значит. сценич. произв.: опер «Тахир и Зухра» (1944; здесь и далее даты пост.) и «Невеста» (1946) Ленского, «Бахтиёр и Ниссо» Баласаняна (1954), балетов «Лейли и Меджнун» Баласаняна (1947), «Дильбар» Ленского (1954), «Голубой ковёр» Вольберга (1958). Историко-героич. оперу «Пулат и Гульру» (1957) по одноим. роману Р. Джалила создал Ш. Сайфиддинов. Появляются произв. для симф. оркестра: Таджикская рапсодия Ф. Салиева (1947), Праздничная увертюра А. Хамдамова (1958), симф. поэма «Памяти Рудаки» Я. Сабзанова (1958), его же концерт для фп. с оркестром (1955). К этому же периоду относится создание соч. вок.-симф. жанров. Среди них - кантаты «Цвети, Таджикистан» Сайфиддинова (1954), «К партии» Дж. Ахунова (1960), «Слава партии» Сабзанова (1956). В 60-е - нач. 70-х гг. в творчестве композиторов возникает стремление к обогащению муз. языка совр. средствами выразительности, к поиску глубинных фольклорных пластов. В опере и балете характерно обращение к социально значительной тематике. Таковы оперы: «Бозгашт» («Возвращение») Сабзанова (1967), «Лаънаткардаи халк» («Проклятый народом») Д. Дустмухаммедова (1973), а также «Хосият» Ленского (пост. 1964) о совр. женщине. Лирич. оперу «Комде и Мадан» (1960) по поэме классика 17 в. Бедиля создал З. Шахиди, комич. оперу из колхозной жизни «Знатный жених» - С. Ю. Урбах (на рус. яз., 1964). Историческому прошлому таджиков посвящена опера «Шерак» С. Хамраева (1970). В операх «Рудаки» (1976) и «Айни» (1978) Сайфиддинова воскрешаются образы поэтов-классиков. Первую тадж. детскую оперу написал Дустмухаммедов - «Хонаи Заргушбиби» («Дом старой зайчихи», 1978). В 1967 появляется первая телеопера - «Парасту» А. Одинаева. Обращаются композиторы и к жанру оперетты («Девушка из Душанбе» З. Шахиди, 1967; «Живая вода» Г. С. Александрова, 1975). Балеты «Горная легенда» (1964) на сказочный сюжет и «Сын Родины» (1967) о событиях воен. лет и дружбе народов написал Ю. Г. Тер-Осипов. Балет «Золотая лань» Г. С. Александрова (1968) адресован детям. По сатирич. повести С. Айни «Марги судхур» («Смерть ростовщика») создан одноим. балет (1978) Т. Шахиди; Композиторы отдают дань и традиц. нац. жанру муз. драмы («Комде и Мадан» З. Шахиди, «Дили озурда» - «Разбитое сердце» А. Хамдамова и др.). В области кантатно-ораториального жанра наиболее значит. произв. являются кантата «Вечно живой» Дустмухаммедова (1970), посв. В. И. Ленину, оратория «Огни Нурека» Сабзанова (1970). В кон. 60-х гг. появляются вок.-симф. поэмы (новый для Т. м. жанр): «Осторожно, Сталинград» (сл. B. А. Урина, 1967), «Рохи Макбара» («Дорога к Мавзолею», сл. М. Турсун-заде, 1969) Сайфиддинова. Дустмухаммедов написал песню-памфлет «Сукути корзор» («После боя», сл. М. Бахти, 1968), вок.-симф. сочинение лирич. плана «Рабби ман» («Мой бог», сл. Омара Хайяма, 1968), поэму «Посвящение матери» (для голоса, чтеца и оркестра, сл. Г. Мирзо, М. Фархата, А. Шукухи, Г. Сулеймановой, 1973). Песню-кантату «Слава партии» создал Сабзанов (1962). Симфонии написали А. Одинаев (1964), Г. С. Александров (3 симфонии, в т. ч. No 2 - «Письмо в 30-й век», 1970), Тер-Осипов (4 симфонии), А. Ядгаров («Таджикистан», 1969), М. Атоев («Борьба», 1971), Ю. Мамедов (симфония для струнных и ударных, 1970), А. Салиев (3 симфонии), Д. Дустмухаммедов (2 симфонии), Т. Шахиди (2 симфонии), Ф. Бахор (2 симфонии), К. Яхьяев (симфония «Памяти Т. Лолаева», 1976). Популярным становится жанр симф. поэмы: «Золотой кишлак» Сайфиддинова (1962), «Ленин на Памире» Одинаева (1965), «1917 год» (1967) и «Симфония макомов» (1976) З. Шахиди, «Память сердца» А. Салиева (1970). К жанру симф. миниатюры относятся «Симфоническая картинка» (1971) и «Маком-каприччио» (1972) Т. Шахиди и получившая большую известность «Мараканда» Бахора (1970). Ряд композиторов пишет концерты для инструмента и симф. оркестра (X. Абдуллаев, Т. Яхьяев, Д. Дустмухаммедов, А. Ядгаров, Е. Лобенко, М. Атоев), камерно-инстр. музыку (Бахор, А. Салиев, Т. Пулоди, З. Зульфикаров, З. Миршакар, X. Абдуллаев, Л. Бирнов, М. С. Муравин, А. Ф. Яковлев, М. А. Цветаев). Создаются соч., в которых солирующими являются нар. нац. инструменты: «Фалак» Одинаева (1974) для думбрака с симф. оркестром (вариант для рубаба с оркестром нар. инструментов). Достигнуты успехи в жанре романса. На тексты классиков тадж. поэзии написаны «Зи сузи сина» - «Горе души» З. Шахиди (сл. Хилоли), «Дили ман» - «Моё сердце» Хамдамова (сл. А. Лахути), романсы Сайфиддинова, Сабзанова, X. Абдуллаева, Ш. Сахибова, Ф. Шахобова и др. Большое место в творчестве тадж. композиторов занимают песня, музыка для кино и драм. театра, эстр. музыка. Состоялись Декады тадж. искусства в Москве (1941, 1957) и др. городах Сов. Союза. В Тадж. ССР проводятся декады искусства, многочисл. конкурсы и фестивали. Среди муз. деятелей Таджикистана: дирижёры - нар. арт. Тадж. ССР И. Абдуллаев, А. Камалов, Ф. Салиев, А. С. Хамдамов, засл. деят. искусств Тадж. ССР Э. Д. Айрапетянц; Л. Г. Кауфман, Л. Я. Левин, И. Ф. Ковалёв, М. Мадьяров, Л. Яновицкий, Б. Миробов, А. Ниёзмамадов; хор. дирижёры - засл. арт. Тадж. ССР X. Муллокандов, З. В. Трохина, П. Мирошниченко, Т. Ш. Сахибов, А. Милёхин; режиссёры - нар. арт. СССР Г. Валамат-заде; Р. А. Корох, Ш. Ни-замов; певцы - нар. арт. СССР Т. Фазылова, А. Бабакулов, X. Мавлянова, Дж. Муродов, Л. Кабирова; нар. арт. Тадж. ССР Р. Галибова, Р. Толмасов, Б. Маматкулов, О. Сабзалиева, X. Таиров, А. Муллокандов, З. Нозимов, Н. Рахматова, Ш. Мулладжанова, М. Ибрагимова, М. Бокиева, С. Бандишоева, Б. Ниёзов, Б. Исхакова; нар. хафизы - X. Ризо, М. Баходуров, О. Хашимов, Ш. Джураев, Н. Кур-банасейнов, Ф. Джуробов, Н. Одинаев, Н. Тоштемуров, Б. Файзуллаев, Ф. Шахобов, Ш. Сахибов, Н. Раупова; исполнители на нар. инструментах - нар. арт. СССР Г. Гуломалиев, нар. арт. Тадж. ССР А. Алаев, Н. Шоулов, засл. деят. искусств Тадж. ССР М. Муминов, засл. арт. Тадж. ССР У. Толмасов, Т. Ульмасов, М. Махмудов, Я. Бободустов, Я. Алаев, Б. Хабибов. В Тадж. ССР функционируют (1980): Тадж. театр оперы и балета (Душанбе), Респ. театр муз. комедии им. А. С. Пушкина (Ленинабад), Обл. театр муз. комедии им. А. Рудаки (Хорог, Горно-Бадахшанская АО), муз.-драм. театры (Куляб, Канибадам), Узб. муз.-драм. театр (Hay); филармония, при ней - симф. оркестр (1965), ансамбль рубабисток (1940), три ансамбля песни и танца; струн. квартет (1978); при Комитете радио и телевидения - оркестр нар. инструментов, ансамбль шашмакомистов (1964), эстр. ансамбль «Гульшан» (1966) и др.; сектор истории искусств Ин-та истории им. А. Дониша АН Тадж. ССР (1953); кабинет музыки при Доме нар. творчества; Союз композиторов Тадж. ССР; Ин-т искусств им. М. Турсун-заде (1973, в 1967-73 ф-т искусств при Пед. институте, Душанбе), муз. отделение Пед. уч-ща, 2 муз. уч-ща (Душанбе, Ленинабад), 2 респ. спец. муз. школы (Душанбе), 58 муз. школ, в т. ч. детская хор. студия (1977, Душанбе), 4 вечерние.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ТА..

ПАВЛОВСКИЙ ВОКЗАЛ

ПАЛИКАРОВА-ВЕРДЕЙ

ПАРИЖСКИЙ ОРКЕСТР

ПЕРУАНСКАЯ МУЗЫКА

ПЕТРОВА-ВОРОБЬЁВА

ПОЛЕВАЯ-МАНСФЕЛЬД

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

ПРОМЕНАД-КОНЦЕРТЫ

РИМСКАЯ-КОРСАКОВА

САЛЬБЕРГ-ВАЧНАДЗЕ

САЛЬВАДОР-ДАНИЕЛЬ

САНЧЕС ДЕ ФУЭНТЕС

СЕРВАНТЕС КАВАНАГ

СИГНАЛЬНАЯ МУЗЫКА

СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ

СЛОВЕНСКАЯ МУЗЫКА

СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ

СТИЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

СТУДИЯ ГРАМЗАПИСИ

ТЕМА С ВАРИБЦИЯМИ

ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА

УДМУРТСКАЯ МУЗЫКА

УДЭГЕЙСКАЯ МУЗЫКА

УКРАИНСКАЯ МУЗЫКА

ФЕРНИ-ДЖИРАЛЬДОНИ

ФЛАМАНДСКАЯ ШКОЛА

ФОРМА МУЗЫКАЛЬНАЯ

ХОРАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ

ХОРВАТСКАЯ МУЗЫКА

ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

ШНАЙДЕР-ТРНАВСКИЙ

ШТЕФЭНЕСКУ-ГОАНГЭ

ЯНЫЧАРСКАЯ МУЗЫКА

(с) Музыкальная энциклопедия