ТАМБУРИН (франц. tambourin). 1) Род барабана небольшого диаметра в форме вытянутого цилиндра (высота больше 1 м) с 2 кожаными мембранами. Появился ок. 11 в. в Провансе (Франция); отсюда его второе назв. - провансальский барабан (франц. tambour de Provence или tambourin provencal, итал. tamburo di Provenza, испан. tamboril, нем. provenzalische Trommel, Tabor). В литературе 11 в. упоминаются музыканты, одноврем. играющие на Т. и маленькой т. н. одноручной флейте (прованс. galoubet, нем. Einhandflöte, см. Пифферо). Т. сохранился в нар. муз. практике Юж. Франции. Ныне - гл. обр. орк. инструмент. Существуют 2 разновидности - Т. без струн, со звуком неопредел. высоты и Т. со звуком определ. высоты, имеющий струны, проходящие поверх мембраны и настроенные в квинту; изменяя натяжение струн, меняют высоту звука такого Т. В отличие от малого барабана, звук Т. благодаря удлинённому корпусу инструмента («кбдлу») обладает более глухим тембром, что используется композиторами для придания звучанию специфич. оттенка; Т. со звуком неопредел. высоты (без струн) включён в фарандолу 2-й сюиты из музыки Ж. Бизе к драме «Арлезианка», в IX ч. симфонии «Турангалила» О. Мессиана. Условное подражание характерному звучанию Т. используется в вок. и инстр. музыке («Китайский тамбурин» для скрипки и фп. Ф. Крейслера; «Я слышу тамбурина звон» для смешанного хора a cappella К. Дебюсси). 2) Встречающееся в литературе назв. (неточное) бубна (франц. tambour de Basque, итал. tamburo, tamburello basco, англ. tambourine, timbrel, нем. Tamburin и Schellentrommel). 3) Оживлённый танец провансальского происхождения в двудольном метре (2/2, 2/4). Его назв. связано с использованием Т. в качестве сопровождающего инструмента. Мелодия Т. звучала на фоне повторяющихся в басу звуков (тоники или доминанты, а также квинты на I ступени лада). За первым, мажорным Т. следовали второй - минорный и повторение мажорного. Наибольшее распространение Т. получил в 18 в. во Франции, однако он претерпел здесь значит. изменения. В 17-18 вв. танец нередко вводился в оперы (А. Кампра, Ж. Ф. Рамо, А. Гретри); французский композиторы создали ряд инструментальных Т. (напр., в сонатах для скрипки с basso continuo Ж. M. Леклера Старшего). Большую известность получил Т. для клавесина Рамо: Ж. Ф. Рамо. Тамбурин. Изредка встречается в совр. сочинениях неоклассич. ориентации (Э. Патлаенко, «Ренессанс-сюита» для камерного оркестра).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ТА..

СТЕПАНОВ

СТЕПАНЯН

СТЕПОВОЙ

СТЕФАНОВ

СТЕФФАНИ

СТЕЦЕНКО

СТОЛЯРОВ

СТРАДАЛЬ

СУБМОТИВ

СУБРЕТКА

СУПЕРВИА

СУПРАФОН

СЦЕНАРИЙ

ТАВЕРНЕР

ТАГМИЗЯН

ТАКЭМИЦУ

ТАЛЬБЕРГ

ТАЛЬВЕЛА

ТАЛЬЯНКА

ТАРОГАТО

ТАРТАКОВ

ТАСТАНОВ

ТЕБАЛЬДИ

ТЕНДУЧЧИ

ТЕРПАНДР

ТЕРТЕРЯН

ТИГРАНОВ

ТИГРАНЯН

ТИКОЦКИЙ

ТИМАНОВА

ТИМОФЕЕВ

ТИРОЛЬЕН

ТКАЧЕНКО

ТОЛМАСОВ

ТОРТЕЛЬЕ

ТРАУБЕЛЬ

ТРЕМБИТА

ТРЕЩОТКА

ТРИЛОГИЯ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>