ТЕНДУЧЧИ (Tenducci) Джусто Фернандо (прозванный Сенезино, Senesino) (ок. 1736, Сиена - 25 I 1790, Генуя) - итальянский певец-кастрат и композитор. С 1748 учился в консерватории «Пиета деи Туркини» в Неаполе у Л. Фаго и Г. Брунетти. Дебютировал на оперной сцене в 1753 в театре «Сан-Самуэле» в Венеции; выступления Т. здесь же в карнавальном сезоне 1753/54 (в операх «Тамерлан» Кокки и Пешетти, «Адриан в Сирии» Сколари и в пастиччо «Милосердие Тита») принесли ему широкую известность. Неск. лет пел в крупнейших оперных театрах Италии - «Реджо дукале» (Милан), «Сан-Карло» (Неаполь), «Нуово» (Падуя) и др., с 1758 по контракту с «Кингс-тиэтр» выступал в Лондоне, став вскоре одним из самых видных певцов; особой популярностью пользовался у англ. публики. В 1762 с триумфальным успехом выступил в опере «Артаксеркс» Арна в театре «Ковент-Гарден». В 1764 сблизился с юным В. А. Моцартом (во время его пребывания в Лондоне), давал ему уроки пения (в 1778, когда они снова встретились в Париже, Моцарт сочинил для Т. сцену и арию; музыка утеряна). В 1765-68 гастролировал в Дублине, Эдинбурге и снова в Лондоне. В 1771 вернулся в Италию и до 1775 выступал в театрах «Кокомеро» (Флоренция), «Сан-Бенедетто» (Венеция), «Сан-Карло», а также в Риме и Генуе. С 1776 жил в Лондоне, с 1784 был директором генделевских фестивалей в Вестминстерском аббатстве. После перерыва в неск. лет, с 1785, периодически выступал на оперной сцене в Лондоне. В 1790 возвратился в Италию. Один из крупнейших певцов-кастратов, Т. обладал лёгким и подвижным голосом красивого тембра (сопрано), обширного диапазона, великолепной вок. техникой. Современники восхищались тонкостью и выразит. простотой его исполнит. стиля. Т. отказался от чрезмерной колоратурной орнаментации, предпочитая в пении сдержанно-благородную манеру spianato. Его любимым героем был Орфей в опере Глюка «Орфей и Эвридика». Среди лучших оперных партий - Эцио. Демофонт, Монтесума («Эцио», «Демофонт», «Монтесума» Галуппи), Фарначе («Фарначе» Переса и Пиччинни), Фемистокл («Фемистокл» Йоммелли), Тезей («Ариадна и Тезей» Маццони), Ринальдо («Ринальдо» Тоцци). Как композитору Т. принадлежат пастиччо «Фарначе, или Месть Атридата» («Pharnaces or The Revenge of Athridates», Эдинбург, «Ройял-тиэтр», 1769), оперы «Андалузский замок» [«The Castle of Andalusia», переделка «Разбойников» («Banditн») С. Арнольда с ариями, сочинёнными Т., Дублин, 1783] и «Кампания» («The Campaign», Лондон, 1784), а также увертюра для оркестра; 6 сонат для клавичембало (1768), танцы для клавичембало. Опубликовал сб. упражнений для клавичембало (1768-69), сборники франц. арий и песен, англ. песен. Автор теоретич. труда по пению «Инструкции мистера Тендуччи своим ученикам» («Instructions of Mr. Tenducci to his scholars», L., 1785).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ТЕ..

СТЕЦЕНКО

СТОЛЯРОВ

СТРАДАЛЬ

СУБМОТИВ

СУБРЕТКА

СУПЕРВИА

СУПРАФОН

СЦЕНАРИЙ

ТАВЕРНЕР

ТАГМИЗЯН

ТАКЭМИЦУ

ТАЛЬБЕРГ

ТАЛЬВЕЛА

ТАЛЬЯНКА

ТАМБУРИН

ТАРОГАТО

ТАРТАКОВ

ТАСТАНОВ

ТЕБАЛЬДИ

ТЕРПАНДР

ТЕРТЕРЯН

ТИГРАНОВ

ТИГРАНЯН

ТИКОЦКИЙ

ТИМАНОВА

ТИМОФЕЕВ

ТИРОЛЬЕН

ТКАЧЕНКО

ТОЛМАСОВ

ТОРТЕЛЬЕ

ТРАУБЕЛЬ

ТРЕМБИТА

ТРЕЩОТКА

ТРИЛОГИЯ

ТРИМИТАС

ТРИФОНОВ

ТРУБАДУР

ТРУМШАЙТ

ТУЛЕБАЕВ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>