ТИГРАНЯН (Тигранов) Никогайос (Николай Фаддеевич) [19 (31) VIII 1856, Александрополь, ныне Ленинакан - 17 II 1951, Ереван] - советский композитор, фольклорист, пианист, муз. деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1933), Герой Труда (1936). В возрасте 9 лет потерял зрение. Учился в Вене в Ин-те слепых. Игре на фп. обучался у В. Шеннера (профессора Венской консерватории), под его рук. изучал теоретич. предметы по программе консерватории. В 1893 совершенствовался по теории композиции у H. P. Соловьёва в Петербурге. Организовал в Александрополе школу для слепых, был её директором и вёл ряд муз.-теоретич. предметов. В 1934 переехал в Ереван. С 1894 неоднократно выезжал в города Закавказья, Кавказа, России, Зап. Европы, где выступал как пианист и лектор. Опубликовал ряд статей о вост. музыке. Т. принадлежат первые опыты записи и обработки (для фп. и скрипки в сопровождении фп.) песен, танцев, мугамов, исполняемых арм. ашугами, виртуозами- инструменталистами (таристами, кеманчистами, зурначами и др.) и ансамблями (нар. духовыми и сазандар). На Всемирной Парижской выставке в 1900 Т. награждён бронзовой медалью как «пионер по собиранию и обработке восточных мотивов». Мн. образцы нар. и народно-проф. арм., перс., курдской музыки, бытующей в городах Закавказья в 19 и нач. 20 вв., сохранились благодаря записям Т. Ряд композиторов использовал эти мелодии в своих сочинениях, в т. ч. А. А. Спендиаров, M. M. Ипполитов-Иванов, Г. А. Казаченко, Р. М. Глиэр, А. Т. Тигранян, С. В. Бархударян, А. С. Айвазян, А. И. Хачатурян. Т. - один из основоположников нац. арм. фп. музыки. В своих обработках стремился сохранить «верность духу подлинника», передать специфику нар. инстр. интонирования и многоголосия, ладовые особенности нар. мелодий, пластику нар. танцев. Найденные Т. приёмы записи и обработки нар. мелодий, а также принципы формообразования, применявшиеся им в фп. миниатюрах и многочастных композициях, получили дальнейшее развитие в сочинениях мн. арм. композиторов. Соч. (обработки): для орк. - мугамы Чаргя (1936), Баяти Курд (1936), пьесы Гярейли (1937), Шикяста (1937), Восточный марш (1937) и др.; камерно-инстр. ансамбли - Шахназ для скр. с фп. (1895), Баяти Шираз, Зурнн трнги, Новруз Араби для струн. квартета (1936); для фп. (обработки) - арм. нар. танцы, опубл. в сборниках: «Закавказские народные песни и танцы» (1887), «Армянские народные танцы» (1896), «Армянские народные танцы» (1935), «Избранные произведения» (1952), мугамы и дастгяи - Баяти Курд (1888, изд. 1894), Баяти Шираз (1889, изд. 1896), Эйдари (1894, изд. 1897), Шахназ (1895, изд. 1899), Чаргя (1896, изд. 1902), Новруз Араби (1900, изд. 1907), Нава (1902, изд. 1927), Чобан Баяти (1904, изд. 1932), Шуштар (1904, изд. 1932), Адрбеджан (1904, изд. 1934) и др.; обр. арм. нар. песен для голоса с фп. - Неудачные дни, Лунная ночь, Приди домой, и др.; ряд обр. для дух. орк., для орк. нар. инструментов, трио, хора. Лит. соч.: Мысли о восточной музыке, «Новое время», 1901, 15 янв.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ТИГРАНЯН Армен Тигранович [14 (26) XII 1879, Александрополь, ныне Ленинакан - 10 II 1950, Тбилиси, похоронен в Ереване] - советский композитор, хор. дирижёр, педагог. Засл. деят. искусств Арм. ССР (1935) и Груз. ССР (1936). В 1902 окончил Тбилисское муз. уч-ще по классу флейты, а также по теории музыки у Н. С. Кленовского; брал уроки композиции у М. Г. Екмаляна. В 1902 в Александрополе организовал нар. хоры, с которыми выступал также в Карсе, Ереване, Баку. С 1913 жил в Тбилиси, был активным участником Арм. муз. общества (1912-21). После Oкт. революции 1917 продолжал педагогич. и творч. работу, состоял в правлении «Айартуна» (Дом арм. искусства в Тбилиси, 1921-1932). Центр. место в творчестве Т. занимает опера «Ануш» (либретто автора по поэме О. Туманяна, пост. 1912), впитавшая особенности нар. мелоса, открывшая новое стилистич. направление в арм. муз. театре и вошедшая в его репертуар. Т. перевёл на арм. яз. либретто опер «Кармен» и «Риголетто», а также ряда оперетт.
Соч.: оперы - Ануш (1912, Александрополь, силами любителей; новая ред. 1935, Арм. театр оперы и балета), Давид-бек (либр, композитора по роману Раффи, 1950, там же); песенная драма Лейли и Меджнун (1915, пост. 1918, Арм. театр оперетты, Тбилиси); кантата К 15-летию Сов. Армении для хора и орк. (сл. Г. Сарьяна, 1936); Танцевальная сюита для орк. (1946); марши для дух. орк.; для фп. - Сюита из армянских плясок. фантазия Ширак Змрухти и др.; для хора a cappella - кантата Кровавая ночь (посв. памяти 26 бакинских комиссаров, по балладе В. Алазана, 1936), песни на сл. А. Исаакяна (1903, 1906,1907), музыка к спектаклям драм. театров - «Гикор» (по О. Туманяну), «Анаит» (по Г. Агаяну), «Намус» («Честь») А. Ширванзаде, «Давид-бек» и «Самвел» (по Раффи).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ТИГРАНЯН Вартан (Вардан) Арменович [21 XII 1906 (3 I 1907), Александрополь, ныне Ленинакан - 7 VIII 1974, Ереван] - советский композитор. Засл. деят. искусств Арм. ССР (1961). Чл. КПСС с 1951. Сын А. Т. Тиграняна. В 1930-32 занимался в Ереванской консерватории по классу композиции у А. Л. Степаняна, в 1941 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у X. С. Кушнарёва. В творчестве Т. особое внимание уделено муз.-сценич. жанрам. Его произв. отличаются ярким мелодизмом, простотой муз. языка, основанного на нац. фольклоре.
Соч.: опера - Сос и Вардитер (1957, Арм. театр оперы и балета, 2-я ред. 1964); оперетты - Большая свадьба (1945, Ереванский театр муз. комедии), Ширак - моя любовь (1970, там же); муз. комедия - У родника (1949, там же); Торжественная кантата для солистов, хора и орк. (1942, посв. 25-летию Oкт. революции); Танц. сюита для орк. (1943); фп. пьесы, хоры, романсы, песни, музыка для драм. театра. Р. А. Атаян.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия