ТРОПАРЬ (позднегреч. troparion, уменьшит. от греч. tropos - троп) - жанр византийской, а позднее и др.-рус. гимнографии. Первоначально - краткий припев к определ. фрагментам литургич. песнопения. Представляет собой муз.-поэтич. комментарий к священному тексту в честь святого или к.-л. события библейской истории. Ранние Т. писались ритмич. прозой; в связи с распадом антич. просодии и под влиянием семитической поэзии (гл. обр. Ефрема Сирина, 4 в.) возникли стихотворные Т. с опорой на словесное ударение. Жанр Т. подчинялся муз.-ритмич. и смысловым образцам и нередко сам становился моделью для др. произв. (см. Ирмос). Позднее, в составе кондака, Т. имел тонич. метрику со вставками силлаботоники и зачатками рифмы. Параллельно создавались самостоятельные («автомелические»; др.-рус. самогласен) и «уподобительные» (др.-рус. подобен) Т., различавшиеся по функции в службе: стихира - Т., вторящий стиху псалма; ипакои - «отклик» на песнопение; богородичен - последний Т. в той или иной группе стихир и др. При переводе и создании новых Т. в России (с 11 в.) силлаботоника была почти полностью утрачена, иногда вводилась простейшая рифма, соблюдалась поэтич. интонация стиха. Рус. Т. любого распева - небольшое песнопение, образованное последованием поэтич. и мелодич. строк; многие Т. основаны на гласовых попевках. Смысловые разделы поэтич. текста Т., как и других, подобных ему, песнопений, заканчиваются каден-ционными мелодич. оборотами (т. н. конечными попевками); Тропарь знаменного распева «Глас господень». 8-й глас. Т. обычно состоит из 2 или 3 таких разделов. Встречаются Т. единого строения.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия