ВЕНГЕРСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР (Magyar Бllami Operahaz) (Венгерский государственный ордена Трудового Красного Знамени оперный театр, Будапешт) - крупнейший муз. театр ВНР. Осн. в 1837 в Пеште (с 1840 - Национальный театр). До 1884 театр ставил оперные и драм. спектакли. Первая опера, исполненная на венг. языке, - «Севильский цирюльник». Здесь были осуществлены также первые пост. нац. опер Ф. Эркеля «Ласло Хуньяди» (1844) и «Банк бан» (1861). Т-р ставил оперы Р. Вагнера, Дж. Верди, Г. Доницетти, В. А. Моцарта, Дж. Россини и др. В труппе театра выделялись певицы - А. де ла Гранж, Дерине, К. Холлоши, певцы - Л. Одри, Й. Эллингер и др. Дирижёр и муз. рук. театра (в 1838-1874) - Ф. Эркель. Оркестром дирижировали также А. Г. Рубинштейн, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, X. Рихтер и др. В 1884 оркестр и оперная труппа выделились в самостоятельный театр [Корол. оперный театр (ныне Венгерский гос. оперный театр)], который перешёл в новое помещение (арх. М. Ибль). Здание построено в стиле Ренессанса, его украшают фрески и скульптурные произв. известных венг. художников и скульпторов (К. Лоц, Б. Секей, М. Тан, А. Фести и др.). Зрит. зал на 1398 мест. Театр ставит нац. венг. оперы, в т. ч. «Замок герцога Синяя Борода» Бартока (1918), «Хари Янош» (1926), «Секейская прядильня» (1932) Кодая и др. Большое место занимает в репертуаре зарубежная, в т. ч. рус. классика; театр осуществил пост. опер «Евгений Онегин» (1902), «Борис Годунов» (1913), «Хованщина» (1936) и др. Значит. событием в развитии венг. балета была пост. балета «Деревянный принц» Бартока (1917). В 1930 венг. балетмейстер и танцовщик Д. Харангозо пост. балет «Сцена в Чарде» Хубаи, который ознаменовал утверждение нац. направления в венг. балете. В 1945 он же пост. балет Бартока «Чудесный мандарин». На развитие венг. балета оказал большое влияние рус. классич. балет. В театре работали сов. балетмейстеры: В. И. Вайнонен, А. М. Мессерер, Р. В. Захаров, Л. М. Лавровский. В 1950 осуществлены пост. балетов «Щелкунчик» и «Пламя Парижа» Асафьева. Лучшие пост. венг. нац. опер в 40-70-е гг. - «Волшебный шкаф» (1942) и «Чином палько» («Орлиные перья», 1951) Фаркаша, «Это и есть война» (1962) и «Преступление и наказание» (по Достоевскому, 1969) Петровича, «Кровавая свадьба» (1964) и «Гамлет» (1968) Соколаи, «Трагедия человека» Ранки (1970), и балетов -»Хитрые студенты» Фаркаша (1949), «Свадебный платок» (1951) и «Песнь Бихари» (1954) Кенешшеи, «Мати Лудаш» Сабо (1960) и др. Развитию театра способствовали: директора и гл. дирижёры театра - Ф. Эркель, его сын Ш. Эркель, Г. Малер, А. Никиш, И. Кернер, И. Добровейн, О. Клемперер, С. Фаилони и др.; певцы - Й. Шиманди, Ю. Орос, Ш. Швед, П. Такач, К. Паланкаи, И. Палло, Э. Рёслер, М. Секей, Я. Фодор, Й. Йовицки, М. Базилидес, М. Дьюркович, Ю. Ошват, М. Матьяш; артисты балета - Ж. Кун, Г. Лакатош, Ф. Хаваш, В. Фюлеп, В. Рона, А. Орос и др. Оркестр В. о. т. выступает с 1853 как самостоят. симф. оркестр под назв. «Будапештское филармонич. общество» (инициатор и орг. Ф. Эркель), ведёт регулярную концертную деятельность. С 1960 председатель-дирижёр Я. Ференчик, с 1967 - А. Короди. С оркестром работали крупнейшие дирижёры - Г. Абендрот, Э. Ансерме, Б. Вальтер, Р. Штраус, В. Фуртвенглер и др. В 1951, кроме осн. сцены, в быв. Городском театре открыт филиал В. о. т. - Театр им. Ф. Эркеля (Erkel Szinhaz; зрит. зал на 2498 мест). Театр имеет собств. оркестр. На 1972 дирижёр и худ. рук. театров - засл. арт. ВНР М. Лукач, гл. дирижёр (с 1960) - нар. арт. ВНР Я. Ференчик, гл. режиссёр - засл. арт. ВНР А. Мико. В СССР В. о. т. гастролировал в 1958 и 1971, балетная труппа - в 1965.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия