ВЕРТЕП (старослав., первонач. значение - пещера, где, по преданию, родился Христос) - старинный укр. нар. кукольный театр. Родствен рус. петрушке, белорус. батлейке, польской шопке. Возник в 17 в., был распространен гл. обр. в 18 в. Авторы и исполнители вертепной драмы, обычно бурсаки и семинаристы, во время рождественских каникул возили по сёлам небольшую переносную сцену - двухъярусный ящик наподобие макета церкви. Он назывался В., как и представление в нём. В спектаклях, широко претворявших фольклорные мотивы, соединялись устойчивая сюжетная канва и постоянно менявшиеся, часто импровизационные элементы. В верхнем ярусе разыгрывался 1-й «акт» - поклонение пастухов новорожденному Иисусу и история избиения младенцев Иродом, за что Смерть обезглавливала жестокого царя. Его тело доставалось Чёрту. Действие сопровождалось пением колядок и кантов - преим. хоровых («Перестань рыдати, печальная мати», «Шедшие три цари» и др.). Несмотря на традиционный четырёхгол. аккордовый склад, в их интонационном и ладовом строе сказались нар.-песенные влияния. Еще ярче они проявлялись в обязательном инстр. номере - танце пастухов «Дудочка» (казачок). 2-й «акт» разыгрывался в нижнем ярусе и представлял собой чередование бытовых сценок с песнями и танцами разл. народностей (русскими, украинскими, польскими, цыганскими, еврейскими, мадьярскими и др.). Среди них «Ой пiд вишнею, пiд черешнею» - своеобразный вариант нар. юмористич. песни, изложенной в виде канта. Муз. сопровождение к песням и танцам исполнял инстр. ансамбль, чаще всего в типичном нац. составе: сопилка, скрипка, бубен, цимбалы, иногда и басоля - в их разл. сочетаниях. Центр. номер - выход храброго Запорожца. Он пел героич. песню «Та не буде лучче, та не буде краще, як у нас на Вкрачнi…», издевался над папами и церковниками, воевал с врагами и побеждал самого Сатану. Постоянными персонажами были также Солдат (Москаль), Дед и Баба, Дьяк, Шинкарка. Позже существовал т.н. «живой В.», в котором тот же спектакль разыгрывался не куклами, а людьми (бурсаки, ремесленники, мастеровые, отставные солдаты и пр.). Народный, реалистич. обличительный характер 2-го «акта» вертепной драмы (хоть и поданный в наивной форме), а также чередование разговорных диалогов с муз. номерами существенно повлияли на дальнейшее развитие укр. театра.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия