ВЕЙГЛЬ (Weigl) Йозеф (28 III 1766, Эйзенштадт - 3 II 1846, Вена) - австрийский композитор и дирижёр. Сын музыкантов (отец - Йозеф Франц В. виолончелист в капелле П. Эстерхази, мать - певица). В. покровительствовал Й. Гайдн. Ученик И. Альбрехтсбергера и А. Сальери. Дебютировал как композитор в 16-летнем возрасте оперой «Тщетная предосторожность» («Die unnützige Vorsicht», 1783) для театра марионеток. С 1790 ассистент дирижёра, в 1792-1822 гл. дирижёр (преемник Сальери) Венской придв. оперы. С 1827 второй придв. капельмейстер. Почётный чл. академий - Миланской, «Санта-Чечилия» в Риме, а также Об-ва друзей музыки в Вене. Писал оперы в итал. и нем. стиле, среди которых наибольший успех имели «Швейцарское семейство» («Die Schweizerfamilie», Вена, 1809; продержалась в репертуаре до конца 19 в. и получила известность во Франции под назв. «Эмелина»; в России М. И. Глинка написал вариации на тему из этой оперы) и «Принцесса д'Амальфи» («La Principessa d'Amalfi», 1794), к-рую Гайдн считал шедевром.
Соч.: 33 оперы (пост. в Вене и Милане), в т.ч. Юность Петра Великого (1814, Вена); 18 балетов (1794-1807), 2 оратории, (1804), 22 кантаты (1791-1826), 11 месс (1783-1837), трио для гобоя, скр. и влч.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ВЕЙГЛЬ (Weigl) Карл (6 II 1881, Вена - 11 VIII 1949, Нью-Йорк) - австрийский композитор и музыковед. Окончил в 1902 консерваторию «Об-ва друзей музыки» по классам А. Доора (фп.) и Р. Фукса (теория) в Вене, совершенствовался по композиции у А. Цемлинского; музыковедение изучал в Венском университете под руководством Г. Адлера. В 1904-06 ассистент дирижёра Г. Малера в Венской придв. опере. С 1918 преподавал теорию музыки в Новой венской консерватории, с 1930 - гармонию в университете. С 1938 работал в США, преподавал теорию и композицию в Нью-Йорке, затем в Хартфорде (1941-42), снова в Нью-Йорке (1943-45), Бостоне (1945-48) и Филадельфии (1948-49). Хотя музыку В. ценили совр. ему композиторы (Р. Штраус, А. Шёнберг) и охотно исполняли дирижёры (В. Фуртвенглер, Б. Вальтер), б. ч. его произведений не издана и мало известна. Написал диссертацию об Э. А. Фёрстере (1903), был редактором его 2 квартетов и 3 квинтетов (изданы 1928).
Соч.: для орк. - 6 симфоний (1908, 1912, 1931, 1936, Апокалиптическая - 1945, 1947), 10 увертюр, пьесы, концерты (в т.ч. для скр., 1928); камерн. соч. - струн. ансамбли (8 квартетов, секстет), виолонч. соната; инстр. произв. - для скр., фп., органа; для хора - Весенние празднества (Frühlingsfeier, 1909, Праздник мира (Weltfeier, 1922), 8-голосные гимны a capella (1909); песни, романсы (более 100). Лит. соч.: Erinnerungen an Gustav Mahler, в кн.: Austria, II, H. 2, November, 1947; Mahler as I remember him, «Mus. Courier», 1948, Jan. О. Т. Леонтьева.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия