ЗИНГШПИЛЬ (нем. Singspiel, от singen - петь и Spiel - игра) - нац. нем. и австр. разновидность комич. оперы 18 в. с разговорными диалогами между муз. номерами (как во франц. комич. опере). В Сев. Германии З. складывался под влиянием англ. балладной оперы («Опера нищих» Гея и Пепуша и др.). Началом его развития считается пост. в Лейпциге муз. комедии «Чёрт на свободе» с музыкой Й. Г. Штандфуса (1752). Это была обработка балладной оперы ирл. драматурга Ч. Коффи, впервые поставленной в нем. переводе в Берлине в 1743. В 1766 новая музыка к этой пьесе была написана И. А. Хиллером. Расцвет З. связан с творчеством поэта X. Вейсе и композитора И. А. Хиллера («Лотхен при дворе», 1767; «Охота», 1770). Хиллер считается основоположником нем. З., содержавшего ряд простых песен, куплетов, родственных нем. нар. песне; т. о., этот З. был ближе к пьесе со вставными муз. номерами, чем к опере с развитыми формами. Др. представителями нем. З. были Й. Венда, К. Г. Нефе, И. Рейхардт. Тексты для З. писал и И. В. Гёте, стремившийся поднять З. на более высокий художеств. уровень («Эрвин и Эльмира» и др.). В числе ранних австр. З. - «Хромой бес» Й. Гайдна (1751). Австрийский (венский) З. складывался под воздействием австр. нар. комедии, итал. комедии дель арте (комедии масок), отчасти франц. комич. оперы. Подобная широта связей обусловливалась тем, что Вена была своего рода интернац. центром, где соединялись элементы муз. искусства разл. народов. В 1778 постановкой З. «Горнорабочие» И. Умлауфа в Вене был открыт Придв. нац. оперный театр. Выдающиеся представители австр. З. - К. Диттерсдорф («Доктор и аптекарь», 1786), В. Мюллер («Чёртова мельница», 1799) и в особенности В. А. Моцарт, написавший свой первый З. ещё в 1768 («Бастьен и Бастьенна») и создавший в этом жанре величайшие произв. («Похищение из сераля», 1782, «Волшебная флейта», 1791). Австрийский З. наряду с песенно-куплетными номерами содержит большие оперные формы - развёрнутые арии, ансамбли, широко развитые финалы; это сближает его с итал. оперой-буффа, несмотря на разговорные диалоги между муз. номерами. Более развита в австр. З. и партия оркестра. Сказочно-фантастич. сюжеты в австр. З. 90-х гг. 18 в. («Волшебная флейта» Моцарта и др.), как и близость его музыки к нар.-песенным истокам, свидетельствуют о предромантич. тенденциях. Традиции зингшпилей Моцарта были продолжены и развиты в нем. опере 1-й пол. 19 в. - в «Фиделио» Бетховена, романтич. операх К. М. Вебера («Вольный стрелок» и «Оберон»), операх А. Лорцинга («Царь-плотник» и др.) и О. Николаи («Виндзорские проказницы»). Путь от нем. З. вел и к венской оперетте И. Штрауса-сына и его последователей. Лит. Черная Е. С, Моцарт и австрийский музыкальный театр, М., 1963; её же, Австрийский музыкальный театр до Моцарта, M., 1965; Schletterer H. M, Das deutsche Singspiel von seinem ersten Anfängen bis auf die neueste Zeit, в его кн.: Zur Geschichte dramatischer Musik und Poesie in Deutschland, Bd 1, Augsburg, 1863; Brückner Fr., G. Benda und das deutsche Singspiel, в кн.: Sammelbände der Internationalen Musikgesellschaft, Bd V, Lpz., 1903/04, Galmus G., Die ersten deutschen Singspiele von StandfuЯ und Hiller, Lpz., 1908 (Publikationen der Internationalen Musikgesellschaft, Beihefte, II, H. 6), Haas R., Einleitung zur Ausgabe von Umlauffs «Bergknappen», в кн.: «Denkmäler der Tonkunst in Цsterreich», Jahrg. XVIII, H. 1, W., 1911, Böttcher Е., Goethes Singspielen «Erwin und Elmira» und «Claudine von Villa Bella» und die «Opera buffa», Marburg, 1912; Кrott R., Die Singspiele Schuberts, W., 1921; Helfert V., Zur Geschichte des Wiener Singspiels, «ZfMw», 1922/23, Bd V; Graf H., Das Repertoire der цffentlichen Opern- und Singspielbühnen in Berlin seit dem Jahre 1771, B. 1934. Б. В. Левик.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия